Если Илону Маску и национальным агентствам удастся когда-нибудь осуществить их мечтания по первой колонизации космоса, возможно, то, что получится, будет отличаться от сегодняшнего их видения.
Как бы мог выглядеть проект колонизации дальних планет, если будут найдены близкие по характеристикам 3-й планете от Солнца?
Фантастические фильмы часто показывают, как в целях освоения дальних уголков галактики люди используют криокамеры высокотехнологичных космолётов. Почти любой сай-фай разных сюжетных линий это предполагает ― от "Чужих" до "Пассажиров". Космический фэнтези типа "Звёздных войн" и "Дюны", правда, использует другие технологии в виде гиперскорости и искривителей пространства, но это скорее сказки, а не научная фантастика, или же непредсказуемые открытия уровня «Чёрного лебедя».
Вместе с тем, если прогнозировать сверхдальние перелёты в обозримой 100-200-летней перспективе и предсказывать развитие уже имеющихся технологий. Как это могло бы быть?
―
В научно-популярных публикациях часто при описании атомных звездолётов неизменно сталкиваются с проблемой защиты космонавтов от радиации, решение которой приводит к проектам колоссальных космических объектов, которые глобальной космической индустрией не под силу.
Даже гипотетически решив эту проблему, мы упираемся в долгий-долгий путь и вызов сохранения биообъекта ― колонистов в физическом и психическом здравии. Возможные риски представлены, например, в "Пандоруме".
Если же предположить определённый шаг как минимум в развитии:
1) робототехники и определённого уровня искусственного интеллекта,
2) генной технологии и клонирования, достижение возможностей ускоренного развития биообъекта.
Итак, что можно придумать? Как, например, организовать, венчурный проект частных космических инициатив 100-летней будущности? Отправление к разведанному месту колонизации в далёкое-далёко не группы живых колонистов, вероятность выживания в пути которых невелика, что в криокамерах, что в случае формата корабля как места воспроизводства поколений с искусственной замкнутой экосистемой для жизни (как в "Пекле").
Но ― группы роботов с базовым искусственным интеллектом (AI) (уровень исполнителя), для первичной разведки и подготовки зоны колонизации. Как андроиды ― человекоподобные, так и функциональные " многоножки", "коптеры" и прочее.
Герметичного отсека с замороженными образцами ДНК человека, зародышей в криокамерах, требующих для сохранности намного менее ресурсов и с меньшими рисками гибели. Этот биоматериал намного проще защитить от негативного воздействия радиации солнца и реактора корабля.
Наличие в составе корабля лаборатории, позволяющей обеспечить процесс развития эмбриона до зрелой особи.
Общей системы AI управления комплексом типа "Алиса", доработанной до уровня "Скайнета" или "Красной королевы" (как в злой фантастике).
И системы связи с Землёй, которая при сверхдлинных полётах может, правда, оказаться малопригодной. Или носить периодический характер.
При положительных условиях ― оазисное терраформирование ― запуск образцов растительного и животного мира и параллельная инициация роста клонов. Можно допустить некоторые манипуляции с ДНК для большей адаптации к условиям окружения. Вместе с тем минимальное с учётом влияния биоматрицы на психическую-социальную-поведенческуб систему. Генотип-фенотип-психотип.
Возможны несколько версий для адаптации к отличающимся условиям объекта.
1. Удачное воспроизведение 1-го адаптированного первоколониста, а создание последующих из его биоматериала путём опять же клонирования. Далее ― самое сложное, процесс обучения и психического взросления. Скорее всего предсказываемые в фантастике загрузка памяти или копирование сознания будут ещё недоступны, или вообще субъективно невозможны, так как повлекут крайне высокие риски неразрешимых психических проблем. С другой стороны, для адаптации к новым условиям и познания нового мира будет требоваться аутентичное сознание, самостоятельная личность. Процесс первичного обучения может производится системой искусственного интеллекта при голографической приближённости к человеческому облику путём "живого общения". Обучение должно будет заложить основы морали и этики, но информирование об истории рода и тождественности колонистов отправителям не проводится ― для исключения психического диссонанса в чужой среде и попытки, например, перейти к ручному управлению и вернуться в "дом родной" или суицида.
Система AI, с одной стороны, должна будет проявлять "отеческую заботу", с другой стороны, сделать невозможным до определенного периода развития проекта колонизации в целом достижения знаний о её подчинённости воспроизведённым людям. Как минимум в случае, если в геном вносились адаптирующие к среде изменения. (Также возможен вариант обучения на основе системы сеансов дальней связи, обрабатываемыми AI, с учётом времени прохождения сигнала, пусть даже приближенного к скорости света, но идущего с задержками). Связь в режиме реального времени крайне сомнительна. Вторая часть обучения ― знакомство с условиями жизни вне лаборатории, сначала в террасформированной ― переходной среде. В неё могут быть включены адаптированные ранее объекты растительного и животного мира.
2. Альтернативный вариант ― колонизируемая планета имеет малоразвитую биосферу и возникает вызов адаптации к ней. Она близка земной. Но так же, как в своё время в эпоху географических открытий мы могли видеть наподобие Америки и Австралии нетождественность Европе не только с новыми растительными и животными видами, но и вирусно-бактериальными. В этом случае ― постепенное включение в оазис аборигенных видов и знакомство с ними первоколонистов. Вероятно наличии буферной зоны. В ней проводятся исследования биообразчиков планеты.
Риски (ответвление для фантастики)
При достижении определённой самостоятельности первоколонисты могут чисто по-человечески обойти запреты системы, нарушить правила безопасности, подобно ребёнку, получив доступ в буферный сектор. Сбой питания системы, AI временно вышла из строя/ на обновлении ПО при сеансе с землёй и т. п. Автономные роботы в данной ситуации должны будут при процедуре идентификации подчиняться человеку и открыть доступ в запретные сектора. Ещё детское любопытство, неполные знания и ― контакт с недоисследованным объектом. Объект может содержать аборигенные микроорганизмы типа вирусов/протобактерий-паразитов. При возвращении к штатной ситуации система AI выявляет отклонения. Также автономные роботы идентифицируют угрозу и готовы её уничтожить.
Возможен конфликт ―
Этический: может ли АИ уничтожить "заражённый объект" ― никогда, в случае, если речь шла о первоколонисте из некорректированного ДНК, тем паче, если израсходован весь биоматериал. И с определённой степенью вероятности ― в случае адаптированного генома колониста. Сложнее ситуация с автономными роботами с программой идентификации управляющий-исполнитель, которая, как упоминалось, имеет определённую независимость от АИ, по крайней мере на случай её выхода из строя. Возможен программный конфликт ― переход в полное подчинение АИ или режим полной автономности в целях уничтожения угрозы от "заражённого объекта"), например, при условии сохранения в лаборатории другого биоматериала для нового выращивания незаражённого клона. Возможное разрешение ― "война" роботов или выдворение "заражённого" первоколониста в дикую среду при последующем наблюдении и поддержке системы и АИ-подчинённых роботов.
Следующий риск ― возможно, с учётом генных манипуляций риск подобного заражения увеличится, оригинальная иммунная система человеческого ДНК отвергла бы чужака, в адаптированной он мимикрирует / или даже встраивается в участки ДНК, что приводит к мутациям у потомства, но может быть решено за счёт браков представителей разных родов человеческих ДНК, когда ребёнок имеет обновлённый набор хромосом и вирусу требуется приспосабливаться заново, а во втором случае теоретически возможно очищение ДНК от чужеродных участков в рамках перекрёста многих поколений.
Ещё варианты
II. Кстати сказать, возможно совмещение формата ― малая группа колонистов и генофонд , который при достижении точки назначения может быть адаптирован к условиям планеты на основе генной инженерии.
Возникает проблема как биологического, так и культурного отличия. Степени. Души и тела. Образа и подобия. При этом первые поколения могут быть не совсем удачны, трансформация генотипа повлечёт незначительную подвижку в фенотипе, но влияние на психическую и когнитивную составляющую трудно спрогнозировать. Проявляются риски этических вопросов эксперимента ― отбора лучших и истребления неудачных поколений, принимая во внимание то, что это именно поколения ― наблюдаемые в процессе жизнедеятельности в условиях колонизируемой планеты.
Первоколонисты, в целом подобные, вместе с тем не будут восприниматься новые поселенцами как равные, но как опекуны, создатели, высшие. Воспитавшие и помогающие им, но при этом не лишённые всех человеческих недостатков, в этическом плане. Научившие использовать огонь, обрабатывать почву, выращивать урожай. Возможен вариант возвращения колонистов при оставлении нового поколения аборигенов.
Сначала воспроизводятся колонисты с аутентичным ДНК, причём они могут быть представителями разных наций Земли (почему-то сразу возникает аналогия с мифами: вспомнились асы и ванны, титаны и боги), участвующих в проекте, а потом создаётся адаптированная для условий колонизируемой планеты раса. Базовая часть ДНК должна сохраняться для обеспечения сопоставимого уровня личности.
III. "Чёрный" сценарий ― когда подобные проекты реализуются неуправляемыми вне правового поля международной юстиции земли корпорациями будущего. Чёрные рынки космических ископаемых. Адаптированные колонисты могут быть своего рода "биороботами", истребляемыми за ненадобностью по завершении проектов...
Продолжение следует ...