Время не стоит на месте, и город следует за ним. За долгую жизнь Риги здесь появилось и ушло множество элементов городской среды. О них и будут рассказы в серии «Уходящая Рига».
Города, как и вообще поселения, человек создавал вблизи источника воды, самого основного ресурса в своей жизни. Но жизнь на одном месте, как показывает практика, неминуемо ведёт к его загрязнению. Вот и снабжавшие некогда Ригу водоёмы и колодцы со временем пришли в негодность, и появилась необходимость устройства водопровода. Таковой планировали соорудить в городе ещё в конце 16 века, но дальше планов дело не двигалось. Наконец, в 1663 году в башне Зундерна, на берегу Даугавы появилось первое устройство, т.н. «Wasserkunst», которое черпало воду из Даугавы и распределяло её по трубам.
К сожалению, место забора воды выбрали неудачно, оно находилось неподалёку от впадения в Даугаву речки Ридзене, которая несла в своих водах городские нечистоты. К тому же проложить трубы к своему дому могли только самые богатые, а потому вода из первого городского водопровода досталась далеко не каждому. Зато по проекту Руперта Бинденшу в 1681 году появились первые четыре городские колонки – простые столбики с краном и с возможностью подключить пожарный гидрант. Место их установки источники не сохранили.
Качество воды с течением времени всё ухудшалось, и горожане заметили, что с этим связаны вспышки различных болезней, например, холеры. После одной такой эпидемии в первой половине XIX века наконец-то возникла идея устроить артезианские источники, которые выводили бы на поверхность подземные воды. Добраться до них помог городской механик-изобретатель Иоганн Генрих Штойвер (Johann Heinrich Steuwer). Уроженец города Оснабрюк, будучи по профессии жестянщиком, изучал механику в Голландии и Копенгагене и в 1814 году в возрасте 23 лет приехал в Ригу. С начала 1830-х годов он начинает экспериментировать с бурением глубоких скважин.
Сначала он тренируется во дворе своего дома, недалеко от всё ещё работающего первого городского водопровода. Затем в районе городской цитадели. Именно там в 1835 году и появляется первый артезианский источник города. Сохранилось описание его внешнего вида: «Со стороны улицы возвели каменную нишу, украшенную росписью, установили гранитный куб, на который можно было ставить ведро и укрепили трубу и ручку. Вода, добываемая из источника у ворот цитадели, слывёт целебной и помогает при заболевании глаз».
Начиная с 1843 года вблизи городских укреплений пробурили ещё 15 артезианских источников. Их главным назначением было снабжение городских рвов свежей водой, ну и решить проблему питьевой воды в городе. Со временем эти источники оформили одинаково: высокий гранитный столбик с высеченными на его вершине цифрами «1843». Сбоку находился сток, по которому бежала вода. Сегодня сохранилось три таких столбика: в парке Кронвальда у здания управления рижским портом, во дворике Домского собора и в этнографическом музее на Югле, куда столбик попал из окрестностей рижского замка.
О том, как в это же время выглядели другие городские водоразборные колонки, можно увидеть на картине Ф. Хельвига с изображением двора рижской Большой гильдии: невысокий столб, часто деревянный, с краном и ручкой, перед ним неглубокая ёмкость. Всё устроено так, что можно набирать воду в ёмкость или в ведро, которое можно было вешать на кран или ставить под него. Зачастую подобные источники были доступны не только владельцам домов, но и вообще всем желающим. В газетах тех лет регулярно публиковали списки доступных источников, многие из которых находились на частной территории.
Одним из самых известных городских источников стала так называемая «Большая помпа» у нынешнего перекрёстка Бривибас и Таллинас. Это была обыкновенная колонка с ручкой и краном, но она располагалась на небольшой площади, у неё часто останавливались крестьяне, которые приезжали в город. Вскоре колонка стала ориентиром, вокруг неё спонтанно сформировался небольшой рынок.
На окраинах города дела обстояли проще: подземные воды были здесь менее загрязнены и потому более доступны. Существовало много хозяйств: от простых деревенских хуторов до изысканных усадеб. И там и там обустраивались колодцы. Это могли быть традиционные шахты с воротом и крышей, как, например, в имении Гравехайде у Юглского озера на рисунке И.К.Бротце конца XVIII века, так и более знакомая нам колонка по типу абиссинского колодца в усадьбе Блока в Торнякалнсе. Что интересно, нередко такие колодцы украшали изображением стрелка, намекая на то, что вода – ресурс охраняемый.
Следующий бум артезианских колодцев пришёлся на конец XIX века. Спустя 200 лет на смену изжившей своё «водяной махине» пришла новая водонапорная система, расположившаяся в Московском форштадте. На память о старой осталось название улицы Уденсвада – Водопроводная. И хотя новый водопровод был более доступен, нежели его предшественник и поставлял более качественную воду, город всё равно решил пробурить новые источники. Один из первых появился в 1893 году на площади Гердера.
В последующие годы один за другим последовали источники на Ратушной площади, Бастионной площади, на бульваре Наследника, возле Городского театра, на Эспланаде, в Хагенсберге, Мукенгольме, на Московском форштадте и многих других местах. Поначалу это были скромные краны или колонки. Таковыми они сохранялись, например, у улицы Маскавас вплоть до середины ХХ века. Но для центровых улиц такое не годилось и потому постепенно их стали украшать.
По старшинству украшения достались сначала источнику у памятника Гердеру, здесь появился невысокий чугунный столбик с жестяной кружкой. Вышло неплохо, и потому горуправа начала искать идеи для оформления источников на Ратушной и Бастионной площадях. И там, и там за дело взялись местные жители, преимущественно немцы, и вот творческий тандем архитектора Вильгельма Неймана и скульптора Августа Фольца рождает двух рыцарей. Первый из них покрупнее, войдёт в историю под именем Роланда и поселится на Ратушной площади, продолжив таким образом северогерманскую традицию культа Роланда. Стоит отметить, что до Роланда на этом месте существовал достаточно большой фонтан. Второй рыцарь поменьше будет трактован как рыцарь-меченосец, член основанного епископом Альбертом ордена крестоносцев. Его выкрасят золотой краской и установят на высокую колонну. Все три артезианских источника впоследствии будут трактованы как попытка немцев закрепить за собой важные площади старого города.
А вот источники в насаждениях у городского канала появились уже в начале ХХ века и тоже поначалу не отличались изяществом. В целом об их внешнем виде можно судить по сохранившемуся гранитному бассейну с краном у перекрёстка современных улиц Бривибас и Элизабетес. Однако если присмотреться, то это какая-то компиляция: на трубе виднеется выступ, который, очевидно, предназначался для того, чтобы вешать туда ведро, но кран расположен настолько низко, что повесить или даже подставить ведро просто невозможно. Скорее всего, это связано с тем, что это сооружение изначально выглядело не так и только призвано напоминать о былых источниках.
Не все они до наших дней сохранились, но известно, что над их оформлением в 1910-х годах работал сын городского архитектора Райнгольда Шмеллинга, тоже талантливый архитектор Александр Шмеллинг. Наиболее хорошо сохранился оформленный им источник у бывшей газовой фабрики в самом начале современного бульвара Райниса. Это невысокая колонна с массивным краном, окружённая балюстрадой. Колонну венчает пирамидальная крыша, опирающаяся на четыре колонны. Этот источник недавно отреставрировали, но он практически сразу пострадал от вандалов и сегодня почти заброшен.
В конце того же бульвара, напротив здания Ломоносовской гимназии, расположился второй источник. Его основание когда-то тоже имело небольшой бассейн для стекавшей воды, но вот сама колонна выполнена в виде ажурной решётки, сквозь которую проглядывала водопроводная труба. Сбоку находилась и ручка колонки. Строительные работы этих двух колодцев выполнила фирма Кристиана Штайнерта и потому могла размещать их изображения на своих рекламных объявлениях в качестве наглядной рекламы. Увы, но сегодня гранитное основание колонки утрачено и на своём месте находится только ажурная колонка, которая не работает.
Об артезианском источнике у здания Городского театра, нынешней Национальной оперы, известно только, что он был. В 1910 году его оформили по проекту того же Александра Шмеллинга колонной из искусственного гранита с бронзовыми рельефами. Работы выполнила известная рижская фирма «Lotze und Stoll». До сих пор не нашлось известных фотографий этого источника, он не отмечен на картах насаждений вокруг театра и известно только, что к 1914 году он уже несколько лет не работал.
Не менее загадочна и судьба источника на Эспланаде. В периодике 1910-х годов можно найти информацию о том, что здесь должен появится новый красивый источник (Zierbrunnen). Можно найти даже эскизы возможного оформления источника. Но в 1911 году появляется информация, что источник оформит Александр Шмеллинг и украсит его скульптурой женщины. Год спустя известно, что источник готов. Он даже попал на несколько фотографий, но никакой фигуры женщины на нём не видно: это просто гранитное основание и полукруглый корпус источника, в центре которого находится кран. Возможно, фигура женщины была с обратной стороны корпуса, но фотосвидетельств этому нет.
Нет фотографий и ещё одного питьевого фонтанчика, что был установлен на липовой аллее позади памятника Петру Первому. Это была простая металлическая труба с чашей, над которой и был устроен фонтанчик. Это сооружение спонсировала известная рижская фирма «Якш и Ко». Что интересно, открытие этого фонтана описано в романе Яна Гризиня «Республика Вороньей улицы».
Что касается источников на левом берегу Даугавы, то тут стоит отметить, что их оформление отличалось консерватизмом: источник на небольшой площади у Троице-Задвинской церкви был оформлен в виде деревянного домика, характерного для губернских городом Курляндии. Такие деревянные водяные колонки мы могли бы увидеть и в Митаве (Елгаве), Виндаве (Вентспилсе), Шлоке (Слока) и Гольдингене (Кулдига). К слову, именно из последней в Ригу перевезли похожий деревянный колодезный домик, что находится теперь в Этнографическом музее на Югле. Со временем, однако, деревянный домик сменила высокая колонна. Но и она до наших дней не сохранилась.
Другой колодезный домик Пардаугавы запечатлён на ещё одной старинной фотографии. Он высокий, каменный и тем странно, что до сих пор до конца не выяснено, где он находился. Вариантов несколько: Кливерсала, у здания полиции или у здания пожарного депо или на Мукусала. Но интересна одна деталь: крышу водоразборного домика венчает флюгер со стрелком. Мы уже видели похожий на колодце в усадьбе Блока. Может быть, это была такая традиция?
Интересные свидетельства сохранились о водоразборных колонках рижского района Саркандаугава. Здесь, во дворе дома на Алекша 10 находилась необычная деревянная колонка с корпусом в швейцарском стиле. А на улице Саркандаугавас сохранилась железная колонка более позднего времени. Нечто похожее устанавливали на городских рынках, например на самом крупном - Двинском рынке, расположенном на городской набережной напротив старого города. Здесь находилось два артезианских источника у улицы Пелду и у улицы Яуна.
Как бы ни красивы были артезианские источники, со своими прямыми задачами они справлялись плохо. Часто напор воды был очень мал, часто страдало качество воды, у неё появлялся неприятный привкус или даже заводились черви. В конечном итоге большинство колодцев подключили к городскому водопроводу, а часть из них и вовсе убрали, как, например, колодец у памятника Гердеру, про который вся Рига судачила, что он находится под наблюдением сразу у трёх газет, наперебой докладывавших о его работе.
Особенно больно по городским колодцам ударила Первая мировая война, и пока колодцы на окраинах города оставались значимыми источниками влаги, центр потихоньку лишался своих украшений. Золотой рыцарь устремился в тыл вслед за остальными памятниками Риги, исчезли источники на Эспланаде и у здания городского театра, остальные источники, судя по всему, продолжали работать, иначе их тоже убрали бы. После войны скульптуру рыцаря чудом нашли на каком-то складе в России и вернули, причём находившийся с ним вместе бюст Гердера в Ригу приехал ускоренной почтой, а рыцарь, признанный малоценным, обычной. Остальные памятники в Ригу так и не вернулись.
Весь межвоенный период число артезианских скважин в целом увеличивалось, но это были просто краны для технических нужд. Старые источники в центре ликвидировали, в 1935 году убрали колонну, так и не водрузив туда вернувшегося рыцаря. Так немецкой общине намекнули, что им больше не место в Риге. Вторая мировая война окончательно поставила точку на немецкой общине в городе, а заодно сбросила с пьедестала скульптуру Роланда. В чести были блага цивилизации, а городские источники с их декоративными украшениями окончательно списали на свалку истории.
Небольшой ренессанс источников случился в самом начале XXI века, когда городские власти и меценаты активно начали восстанавливать утраченные элементы рижского убранства. Вернулся на своё место Роланд вместе с источником на Ратушной площади, а Золотой рыцарь вновь оказался не в чести: его восстановил меценат Евгений Гомберг, уже подаривший Риге памятник Петру и Барклаю де Толли. Однако правящая элита не захотела новых подарков, намекнув, что «садовых гномиков и русских генералов» хорошо бы устанавливать у себя дома в палисаднике, а не на улицах европейской столицы. Намёк Гомберг понял и установил колонну с рыцарем во дворе одного из своих домов на улице Вальню.
Однако, всё это уже не источники, а просто красиво оформленные краны с водопроводной водой. Последним бастионом для городских колонок оставались железнодорожные станции и городские кладбища. В последнее время железная дорога избавилась от колонок на своих станциях, и теперь колонки остались лишь на кладбищах. Однако, наша земля богата на подземные воды, и то и дело появляются известия о всевозможных источниках, вода из которых куда лучше водопроводной или бутилированной. Так артезианские источники продолжают жить в нашем городе и это хорошо! Всегда должна быть некая альтернатива.