Если Вы решили сделать нож своими руками, и он получился не совсем такой, каким Вы ожидали его увидеть, то это совсем не означает, что Вы криворукий и стоит прекратить этим заниматься. Всё приходит с опытом, и каждый человек способен обучиться любому ремеслу, и я сейчас докажу Вам это на своем примере. Первый свой нож я сделал, вдохновившись роликами на ютубе. Я смотрел их часами и впитывал информацию. Когда пришло осознание, что я готов попробовать, начались поиски всего необходимого. Раздобыл у знакомого обломок мехпилы, обменял коробку конфет на брусок бука и купил в приемке цветмета кусочек латуни за символическую сумму. Из оборудования был только слабенький наждак на 300 Вт, который стоял у родителей в деревне за 30 км. от города и обычная дрель. И вот я, полный вдохновения и стремления создать идеальный нож, каждый день после института ездил туда и не спеша делал свой первый нож. В видеороликах всё было просто и быстро, но на деле оказалось иначе. Ровные спуски никак не получались, и я придумал простейшее приспособление, которое позволило улучшить результат. Это была простая деревянная рейка с кончиком, повторяющим контур клинка, к которой с помощью струбцины крепилась заготовка. С ее помощью мне удалось сделать более-менее ровные спуски.
После того, как клинок был готов, я приступил к работе над больстером и рукоятью. Чтобы сделать отверстие в больстере, я воспользовался дрелью и тонким сверлом, так как клинок был всего 2 мм толщиной. Чтобы расточить это отверстие, пришлось купить надфиль на местной барахолке за 50 рублей. Деревянный брусок, который я выменял, был довольно большого размера, и его пришлось подпиливать со всех сторон. В общем, с горем пополам я слепил свой первый нож, и несмотря на всё его уродство, мне он казался идеальным. Я не упускал возможности похвастаться им перед знакомыми и с гордостью демонстрировал его всем подряд. Только спустя время, когда я уже сделал несколько действительно неплохих ножей, я осознал, какой же всё-таки мой первый нож был убогий, но я до сих пор храню его как память в неизменном виде.
Как ни странно, мой второй нож получился еще хуже первого. Материал клинка был такой же – обломок мехпилы. На рукоятке я решил смешать бересту и остатки того же бруска бука. Для больстера, на этот раз, я выбрал алюминий, хотя сейчас понимаю, что это самый неудачный выбор… На тот момент мне казалось, что я уже профи, и спуски смогу сделать без каких-либо приспособлений. В итоге, разумеется, они вышли настолько кривыми, что у меня язык не повернулся бы назвать это спусками. Рукоять я делал тоже на наждаке и без разметки, ведь я же профессионал, зачем такому как я разметка? В один момент, я не рассчитал силу и изуродовал одну сторону рукоятки. Тогда я впал в ярость и начал хаотично уродовать рукоять со всех сторон, и так родился мой второй нож, весь кривой и косой. Когда я постигал азы травления металла с помощью электричества и солевого раствора, я решил дать этому ножу имя и нанес его на клинок. Его зовут freak (анг. урод), и он до сих пор мой главный помощник по грязной работе.
Ну и последний из моих уродцев – финка с бочкообразной рукоятью и ромбовидным клинком. Его я делал для участия в конкурсе начинающих ножеделов, который устраивало одно ножевое сообщество. Снова насмотревшись роликов в ютубе про то, как делают спуски с помощью напильника, и они получаются ровными и красивыми, я решил сделать так же. В качестве материала клинка в этот раз я выбрал напильник. Смастерил простенькую печку из кирпичей и какой-то турбины для поддува. Купил угли для мангала и приступил к работе.
Для начала я сделал отжиг – это нужно для того, чтобы сталь стала мягкой и ее можно было обрабатывать напильником. Для этого я на глаз нагрел заготовку примерно до 800 градусов и дал ей остыть вместе с углями. Далее я смастерил приспособление для изготовления ровных спусков с помощью напильника. Кое как мне это удалось. Следом нужно было закалить клинок, чтобы вернуть ему высокую твердость. Я снова нагрел клинок до 800 градусов и окунул его в какое-то старое масло, которое мне дал знакомый. Дальше всё как обычно – больстер и рукоять. В этот раз с ними проблем не возникло, но зато, когда нож был уже готов, выяснилось, что закалка не удалась, и сталь осталась мягкой, в связи с чем нож не пригоден для применения.
После всех этих неудач, я не опускал руки и искал любую возможность делать новые ножи. Изготовив еще несколько штук, я всё же насобирал денег на гриндер и, уже имея большой запас теоретических знаний, начал делать ножи, продавая их почти по себестоимости, и на вырученные деньги покупал материалы для следующих своих поделок. Постепенно приходило понимание что и как нужно делать, и мои работы стали выглядеть более презентабельно. Как и в любом деле, в ножеделии требуется время для обучения, и не получится просто захотеть и на следующий же день создавать шедевры. Мои ножи и сейчас нельзя назвать идеальными, но, я думаю, определенный прогресс есть. Так что, если у Вас имеется большое желание чем-то заниматься, то главное не сдаваться, и со временем будет получаться всё лучше и лучше.
Спасибо за внимание, делитесь своим мнением в комментариях и не забывайте подписываться на канал.