Кинематограф последних лет изобилует зрелищностью с одной стороны и ярко выраженным морализаторством, с другой. Один за одним выходят фильмы, которые либо должны восхитить нас своей красочностью и динамичностью, либо должны научить нас новым нормам жизни...
И вот среди этих фильмов в 2020 г. появился "Отец". Настоящая жемчужина. Неспешный, но невероятно напряженный разговорный фильм, основанный на театральной пьесе.
Пьеса была написана Флорианом Зеллером и впервые поставлена во Франции в 2012 г. Еще в 2017 г. автор отправил сценарий Энтони Хопкинсу, надеясь на возможность снять фильм с этим гениальным актером. И все сложилось.
Главные роли в картине "Отец" исполнил блистательный дуэт Энтони Хопкинса и Оливии Колман .
"Отец" - это история взаимоотношений престарелого мужчины и его дочери. У старика развилась деменция и его дочь наняла для него сиделку. Однако тяжелый нрав старика заставляет сиделок отказываться от этой работы...
По описанию может показаться, что этот фильм является родственным с "Любовь" 2012 г. Михаэля Ханеке. Пожилой человек заперт в квартире, не может найти взаимопонимания с дочерью и должен мириться с болезнью, а также присутствием постороннего человека. И действительно, хотя сюжетно фильмы напрямую не пересекаются, при просмотре фильма "Отец" невольно вспоминается гениальная "Любовь". Сравнение возникает скорее из-за того, что это два истинных шедевра о старости и немощи.
Человек, страдающий деменцией и теряющий способность узнавать окружающих и помнить кем он сам является - не редкий герой фильмов. Но с "Отец" нельзя сравнить никакой из них! Можно вспомнить "Ван Гоги" 2018 г., "Дневник памяти" 2004 г., "Все еще Элис" 2014 г. и множество других. Но все эти фильмы демонстрируют нам мир человека, теряющего память и чувство реальности, со стороны.
"Отец" в свою очередь жестоко погружает нас в мир человека, не разграничивающего реальность прошлого и настоящего друг от друга и от вымысла... Это невероятно мощный и незабываемый опыт. Гениально сыгранный и снятый фильм, в котором невозможно однозначно сказать что было, а чего не было. Потому что все было, все правда и все ложь одновременно.
В кинематографе разграничивают фильмы, где зритель знает больше, чем персонажи. Есть также фильмы, где персонаж и зритель узнают правду вместе. А еще есть фильмы, где персонажи водят зрителя за нос, заставляя верить в ложь. Такие фильмы как "Джокер", "Игры разума", "Бойцовский клуб", "Шестое чувство", "Железная леди" обожают зрители во всем мире. Однако такого фильма как "Отец" зрители еще не видели.
Тут мы погружаемся в мир, в котором реальность превратилась в череду снов, подобно фильму "Начало". Люди, эмоции, мысли и места, прошлое и настоящее время входят в пространство реальности и выходят из него совершенно произвольно и неконтролируемо.
Трейлер фильма "Отец", 2021 г.
В "Игры разума", "Все еще Элис" и подобных фильмах мы, зрители, сопереживаем героям и испытываем к ним жалость. В "Джокер" и "Шестое чувство" мы с восхищением узнаем правду и ощущаем катарсис. А в "Отец" мы, также как герой Энтони Хопкинса, испытываем растерянность, беспомощно пытаясь разобраться в том, в чем разобраться невозможно.
Невероятный фильм, заставляющий на собственном опыте ощутить ужас отсутствия границ в восприятии реальности и потери контроля. Однозначно, рекомендуем к просмотру фильм "Отец".
В российском прокате с 15 апреля 2021 г.
Смотрели фильм? Делитесь впечатлениями в комментариях.
Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки )