К концу девятнадцатого века стало ясно, что электричество все сильнее входит в жизнь человечества и его потребление будет лишь возрастать. Но проблема заключалась в том, что основные потребители находились на приличном расстоянии от источников электроэнергии. Ее нужно как-то передавать. Беда в том, что чем больше ток идет по проводам, тем выше его потери.
Постепенно, делая одно сравнение за другим, ученые поняли, что передавать переменный ток лучше, чем постоянный, что чем выше напряжение, тем меньше потери, и что однофазный ток недостаточно эффективен, а лучше использовать несколько фаз.
И вот тут в противостояние вступили две системы. Американский всемирно известный физик Тесла предлагал двухфазный вариант, а немецкий инженер русского происхождения Доливо-Добровольский – трехфазный. Обе системы имели своих приверженцев среди ученых. Теоретические споры ни к чему не приводили. Нужно было провести практическое сравнение систем.
В 1891 году встал вопрос о электрификации Франкфурта-на-Майне. И городские власти не знали, какую систему энергоснабжения выбрать. Для того, чтобы решить этот вопрос, а заодно и поставить точку в спорах энергетиков, во Франкфурте решено было провести международную электротехническую выставку. Все желающие могли представить на ней свои идеи и конструкции. Фирма АЭГ, с которой сотрудничал Доливо-Добровольский, взялась доставить электроэнергию из местечка Лауфен, за 170 км. По тем временам – грандиозное расстояние.
Многие ученые, узнав об этом, произвели расчеты и утверждали, что потери составят не менее 75%, а то и 95%. Доливо-Добровольский понимал, что на кону не только его репутация, но и судьба трехфазной системы. Времени было мало, оборудования не просто не было, его нужно было еще придумать!
В ускоренном темпе были рассчитаны и смонтированы трансформаторы, придуманы предохранители, привезен трехфазный двигатель, разработанный Доливо-Добровольским. Было установлено более трех тысяч опор, на них натянуты провода. Планировалось пустить напряжение в 15 тысяч вольт, но расчеты делались на 25 тысяч.
Были сомнения в безопасности таких больших напряжений. Но Доливо-Добровольский доказал эффективность защиты весьма своеобразно. При испытаниях было подано напряжение, один провод был специально оборван и с яркой вспышкой упал на рельсы. Инженер тут же подошел и поднял его голыми руками. Сомнения были устранены.
25 августа 1891 года ровно в полдень на выставке Франкфурта загорелись тысяча лампочек. Они получали энергию из Лауфена. А на следующий день трехфазный двигатель мощностью в 75 кВт запустил десятиметровый фонтан. Измерения показали, что потери на линии составили всего 25%, а когда напряжение увеличили до 25 тысяч вольт – снизились до 15%. Это был триумф!
Михаил Осипович Доливо-Добровольский – стал одним из самых авторитетных энергетиков мира и по праву считается отцом трехфазной системы передачи электроэнергии.
Если понравилась статья, ставьте лайк! В комментариях пишите, о чем хотели бы прочесть.