Найти тему
Kinogid-89

Сон разума фильма «Маяк»

Сон разума рождает чудовищ. Эта метафора говорит о том, что , находясь под контролем , разум стабилен, но стоит только « ослабить хватку» и на поверхность выходят самые разнообразные скрытые  страхи и галлюцинации. Что глубоко прослеживается в фильме «Маяк» 2019 года. Ограниченное пространство небольших полуживых построек на безлюдном острове в условиях шторма оставляет двух смотрителей наедине с самими собой и своими «демонами». И если , добрая половина фильма больше похожа на документальный черно- белый фильм 30-х годов из разряда «немое документальное кино о жизни суровых смотрителей маяка», то самое интересное начинается во второй половине фильма, где градус « лафкравтовского» ужаса захлёстывает, как цунами. Атмосфера же абсолютного отсутствия цвета , лишь наметки на серые и чёрные тона

-2

дополнительно усиливает безнадёжность происходящего. Но, начнём по порядку. Два смотрителя. Один маяк. На острове среди безбрежного океана. Неподалёку от побережья Новой Англии. Молодой человек приезжает на маяк работать помощником старого смотрителя. Поначалу все происходит в нормальном русле , в режиме простых «серых» будней , единственно, что настораживает - это отказ старого смотрителя допустить молодого человека к самому маяку. Его день наполнен черновой работой - уборка помещений , приготовление пищи, растопка котла , вынос «нужников». А ночью его сменяет старый смотритель , каждый раз поднимающийся на вершину смотровой башни. Они разговаривают , но поначалу , главный герой ведёт себя закрыто, многое о нем неясно и наполнено тайнами , хотя по поведению и разговорам понятно, что он что-то скрывает. А старый смотритель - он уже давно в этом деле. Каждый раз одёргивает и поправляет , наставляет и обьясняет что и к чему. Поначалу , кажется что ничего особенного не произойдёт и за весь фильм, но это ошибочно. Постепенно, молодому человеку начинаются снится странные сны , где он видит русалок и странные фрагменты чудищ подземных океанских глубин.

-3

Кульминацией первой половины является смерть птицы , которая является «маяком» для начала чего - то другого. Чего? Да ничего хорошего. И без того  несносная погода вокруг острова сменяется полнейшим штормом и бурей, в результате главные герои оказываются без возможности возвращения на сушу. Они оказываются вдвоём на неопределенный срок , припасов еды и воды достаточно . Но , отчаяние о невозвращении начинает уже маячить на горизонте событий. Старый смотритель и без того любящий «крепкое» , начинает его пить в усиленных количествах , молодой же человек присоединяется к этом «увеселению» чуть позже , сначала твёрдо отказываясь. Но, постепенно, тоже начинает раз за разом присоединяться к подобного вида «забаве». И чем дальше, тем больше и дольше увеселение и похмелье. Но, и уровень безумия и галлюцинаций в виде русалок и совокупления с ними возрастает. Качество нормального алкоголя падает , ближе к концу фильма , главные герои пьют уже какую-то невероятную дичь непонятного состава. Их вечерние разговоры все больше напоминают разговоры полубезумных людей , готовящихся вцепится в горло друг другу. Старый смотритель в пьяном бреду становится чуть ли не шаманом , пляшущим голышом вокруг фонарей маяка на вершине башни. Молодой же человек погружается в пучину своих иллюзий, окончательно отпуская разум в бесконтрольный дрифт, рождая бесконечную череду болезненных иллюзий и пьяного забытая. Развлечением становится придумывание и обвинение одного другим, атмосфера полного безумия как и полного одиночества и безысходности доходит до самого максимального  предела , что и выливается в то, во что и выливается. Фильм наполнен аллегориями и различными визуальными иллюзиями , галлюцинациями и метафорами такими как, например, мертвая птица. Фильм как головоломка, многогранен и неоднозначен и о конце его можно судить с разных точек зрения. Но, он стоит того , чтобы его посмотреть.