Найти тему
Москва памятная

Самые любимые, по настоящему народные артисты СССР. Продолжаем экскурсию по местам где они жили в Москве. Часть одиннадцатая

Оглавление

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Приглашаю вас продолжить нашу виртуальную экскурсию по местам где жили актеры которых в СССР знал каждый.

Марецкая Вера Петровна (1906-1978)

Великая советская театральная и киноактриса. Народная артистка СССР, Герой Социалистического труда.

Родилась в деревне Барвиха Московской губернии (ныне Одинцовского района Московской области). «Деревня» существует и сегодня, ну кто там обитает, вы мои уважаемые читатели наверняка знаете.

В 1922 году поступила в театральную студию при театре Вахтангова, в которой училась у Юрия Завадского, за которого вышло замуж в 1924 году. Несмотря на то, что впоследствии их брак распался и муж ушёл к балерине Галине Улановой, они всю жизнь были рядом и Завадский всячески протежировал Марецкую. В частности, когда в 1940 году ему предложили возглавить Театр имени Моссовета, Вера Петровна, несмотря на то, что уже была замужем за артистом Георгием Троицким, становится примой театральной труппы. До конца жизни в театральных и околотеатральных кругах её называли не иначе как «хозяйка Моссовета». До сих пор в различной мемуарной литературе, а в последние годы и в интернете можно найти множество баек о весьма «теплых» взаимоотношениях сложившихся между Марецкой и другой великолепной актрисой Театра Моссовета Фаиной Георгиевной Раневской.
К стати, мои уважаемые читатели, давно хочу спросить, была бы вам интересна тема, всяких театральных историй, баек и, конечно же, случаев на съемочных площадках, произошедших с героями моих публикаций?

В кино Марецкая начала сниматься еще в эпоху «великого немого» в 1925 году. Всего на её счету более 30 фильмов. Наиболее запомнившиеся зрителям картины

«Член правительства»
«Член правительства»
«Она защищает Родину»
«Она защищает Родину»
«Сельская учительница»
«Сельская учительница»
 «Свадьба»
«Свадьба»

Их и сегодня можно увидеть по телевиденью на канале «Культура» или найти в интернете.

Прощальным приветом замечательной актрисы стал фильм – спектакль Московского театра имени Моссовета «Странная миссис Сэвидж» где она сыграла уже будучи неизлечимо больна.

-6

В Москве Вера Петровна проживала по адресу Глинищевский переулок дом 7 (бывшая улица Немировича-Данченко)

-7

Этот дом был построен в 1938 году для актеров МХАТа на месте снесенного храма Алексия Митрополита Московского. Здесь проживали многие деятели советской культуры, в том числе и Вера Петровна Марецкая, о чем свидетельствует мемориальная доска

-8

Массальский Павел Владимирович (1904-1979)

-9

Знаменитый советский актёр театра и кино, один из корифеев МХАТа и ведущий педагог школы студии при театре. Народный артист СССР. Лауреат Сталинской премии первой степени.

В 1922-1924 годах учился в студии Юрия Завадского. С 1925 г. - актёр МХАТа. Получил признание в 1934 году, сыграв проходимца Джингля в спектакле "Пиквикский клуб" по Ч. Диккенсу.
Другие заметные роли в театре: Молчалин («Горе от ума» А.С. Грибоедова 1938), Барон («На дне» М. Горького, 1939), Чарльз Сэрфес («Школа злословия» Р. Шеридана, 1940), Тузенбах («Три сестры» А.П. Чехова 1941), Гаев (1958) и Тригорин (1960; «Вишнёвый сад» и «Чайка»), Городулин («На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского, 1973) и др.

В кино снимался относительно немного. Самая известная роль, по которой, мои уважаемые читатели вы наверняка его вспомните, это Франц фон Кнейшиц, импресарио акробатки Мерион Диксон из фильма Григория Александрова «Цирк»

-10

Как педагог воспитал целую плеяду замечательных театральных актеров ныне являющихся гордостью русской культуры.
Его учениками были Евгений Евстигнеев, Владимир Высоцкий, Татьяна Доронина, Михаил Козаков, Олег Басилашвили, Борис Щербаков, Виктор Сергачёв, Авангард Леонтьев, Александр Балуев, Геннадий Ялович, Виллор Кузнецов, Виктор Мархасев и многие другие.
К сожалению известно, что после того, как на должность главного режиссера МХАТа был назначен один из любимых учеников Масальского Олег Ефремом, отношения между ними, мягко говоря, разладились.

В Москве Павел Владимирович жил в знаменитой высотке на Котельнической набережной № 1.

-11

Среди множества мемориальных досок украшающих его фасады есть и памятный знак, посвященный великому русскому актеру

-12

Миронов Андрей Александрович (1941-1987)

-13

Артист, не нуждающийся в представлении. Более тридцати лет его нет с нами, но мы все так же смотрим фильмы с его участием, слушаем песни в его исполнении и вспоминаем великолепные театральные роли сыгранные им на сцене Театра Сатиры. На сцене прошла вся его жизнь. Его мама Мария Владимировна Миронова выходила на сцену до самого дня его рождения.
7 марта прямо из-за кулис Театра эстрады её забрала «Скорая помощь» и доставила в знаменитый роддом имени Грауэрмана в районе Арбата.
Через несколько дней счастливые родители привезли крохотного Андрюшу в свою квартиру по адресу Петровка 22.

-14

Теперь в этом доме размещается Московская городская Дума, а тогда проживали члены жилищного кооператива с интересным названием «Жиркость».
В этом доме Андрей Миронов провел первые 19 лет своей жизни, о чем свидетельствует мемориальная доска на фасаде

-15

Более подробно о жизни творчестве замечательного актера можно прочесть здесь

Надеждина Надежда Сергеевна (1908-1979)

-16

Советская балерина, балетмейстер, хореограф и педагог. Народная артистка СССР, Лауреат Сталинской премии, Герой Социалистического Труда. Основатель и многолетний руководитель всемирно известного Государственного академического хореографического ансамбля «Берёзка», ныне носящего её имя.
Родилась в городе Вильна (ныне Вильнюс Литва), в семье известного врача физиотерапевта Сергея Александровича Бруштейна (1873—1947) и писательницы Александры Яковлевны Бруштейн (1884—1968).
Получив начальное образование, Надежда с 1918 года по 1924 год обучалась в Петроградской второй Государственной балетной школе, по окончании которой была принята в труппу Большого театра, где проработала с 1925 года по 1934 год.

С середины 1930-х годов начала выступать с сольными номерами, которые сама и ставила. В годы Великой Отечественной войны была балетмейстер в ансамблях Сибирского военного округа и Карельского фронта. Ставила танцы для фронтовых бригад и сама неоднократно выезжала на фронт.
С 1943 года балетмейстер, в 1946-1948 гг. художественный руководитель балетного отделения Мосэстрады и одновременно (1945-1948) Русского народного хора Калининской филармонии. Однажды Надежда Сергеевна увидела на старинной литографии хоровод: девушки держали в руках зеленые веточки березы. Эта незначительное, казалось бы, событие, стало переломным моментом в её жизни. Первыми исполнительницами хоровода «Березка» стали молодые колхозницы Калининской (ныне — Тверской) области, участницы фестиваля сельских народных талантов в 1948 году которых готовила к выступлению Надеждина.
Они же стали и первыми участницами организованного в том же году хореографического ансамбля «Берёзка», а Надежда Сергеевна Надеждина на долгие годы стала его художественным руководителем и постановщиком танцев.

«Берёзка» явилась настоящим открытием в сценическом воплощении русского народного танца.
Вскоре этот ансамбль стал одним из символов Советского Союза, таким же, как Большой театр или ансамбль песни и пляски Советской армии имени Александрова.
Надеждина поставила хореографические номера «Тройка», «Карусель», «Прялица», «Узоры», «Сибирская сюита» и множество других которым рукоплескали зрители по всему миру.
В 1959 году за выдающийся вклад в мировое искусство и сближение народов Надежда Сергеевна Надеждина была удостоена Золотой медали Мира имени Ф. Жолио-Кюри

Знаменитый американский певец Поль Робсон поздравляет Надежду Надеждину после вручения ей награды Всемирного совета мира
Знаменитый американский певец Поль Робсон поздравляет Надежду Надеждину после вручения ей награды Всемирного совета мира

В Москве проживала по адресу Большая Бронная 2

-18

Этот внешне ничем ни примечательный дом представляет собой образчик так называемого «брежневского элитного жилья», когда существовало строгое правило: внешне дом не должен отличаться от стандартных, хотя внутри могло быть все что угодно. Этот дом на углу Большой и Малой Бронной назывался просто и незатейливо «актерский».

Мемориальная доска Надежде Надеждиной.
Мемориальная доска Надежде Надеждиной.

На этом мои уважаемые читатели и подписчики разрешите сегодня прерваться. Всего вам доброго и до новых встреч