Технократия и христианство. Часть 5.
Всем здравствовать!
Здесь говорим о том, почему нам не жить без создания христианской политической партии, пока принято рабочее название партии «Технократия».
Сегодня говорим о психологии, конфликтологии и многоуровневом устройстве человеке.
Мы с детства считаем себя единым цельным существом. Подрастая, мы осознаём, что это не так и что человек состоит из целого ряда систем. В предыдущих сообщениях мы частично обсуждали тему о том, что поведение людей в значительной степени определяют встроенные программы, задача которых — обеспечить выживание человека и продолжение рода. Эти абсолютно животные по своей сути программы, наверное, справляются со своими задачами в условиях животной жизни, но в человеческом обществе зачастую срабатывают с точностью до наоборот. Сегодня обсудим эту тему подробнее. Начнём с прикладной конфликтологии.
Для многих членов партии будет важным вопрос о том, как себя правильно вести в конфликтных ситуациях, особенно с учётом христианского требования полного беззлобия. Да и не только для членов партии, думаю, этот вопрос является важным для всех христиан.
Поначалу поведение в конфликтной ситуации кажется возможным только в двух вариантах: либо вести себя агрессивно и оскорбительно, либо проиграть и убежать. Каждая обезьяна уверена, что если на неё нападают, то надо стукнуть агрессора посильнее, взобраться на ветку повыше, закидать оттуда противника лепёшками из собственных какашек и показать ему самые обидные рожи. Это очень эффективное поведение с точки зрения обезьяны, но это поведение обезьяны. Если люди будут вести себя как обезьяны, то они станут обезьянами.
Самым тяжёлым местом для понимания в христианстве является требование беззлобия по отношению даже к врагам, вплоть до подставления другой щеки. Это кажется нелогичным, сразу возникает вопрос: «А что делать, если придёт страшный враг?». Но этот вопрос остаётся непонятным только до тех пор, пока хоть раз не попробуешь в конфликтной ситуации вести себя беззлобно. И тогда становится очевидно, что когда не реагируешь на скрытые или открытые оскорбления, а говоришь вежливо и по делу, то смотришься гораздо красивее и умнее, чем противник, который ведёт себя по обезьяньему примеру. Во время противостояния вежливое и уважительное поведение намного эффективнее, красивее и сильнее оскорбительного поведения. Сразу заметим, что вежливое поведение не подразумевает запрет на применение силы. Кого интересует эта тема — поведение в разных конфликтных ситуациях — прошу прочитать мою книгу на Самиздате «Прикладная конфликтология для семьи и общества», ссылка http://samlib.ru/l/lawrow_w_g/prawoslawnajakonfliktologija.shtml
Но это только присказка. Те, кто попробуют следовать приведенным выше советам, очень быстро убедятся, что это почти невозможно. Разные хорошие идеи вспоминаются, как правило, только тогда, когда конфликтная ситуация уже закончилась.
Встречались ли вы с таким явлением, когда после конфликтной ситуации, в ходе которой вас пытались унизить, раз за разом возвращаются мысли о прошедшей ситуации с разными вариантами поведения? Даже когда вы говорите мыслям: «Уйдите, я считаю, что вёл себя в этой ситуации правильно», они всё равно возвращаются, показывая различные обидные для противника варианты слов и поведения? Как это ни странно, два этих явления (потеря самоконтроля и возвращение обидных мыслей) близко связаны.
До сих пор человечество слабо задумывалось о том, что Господу Богу при создании человека было необходимо заложить в его устройство не только физические органы (сердце, желудок, мозг и т.д.), но ещё и программы поведения, инстинкты разных уровней. То, что сейчас называют «прикладным программным обеспечением». Мы начали задумываться об этом только сейчас, с появлением компьютеров.
Эти инстинкты (программы) должны обеспечивать выживание человека (да и любого животного) даже тогда, когда разум отключён. Программы низшего уровня с первых секунд жизни подсказывают, когда надо сосать грудь, писать, спать или отдыхать. Программы посложнее возбуждают любопытство, заставляют подражать старшим во всех делах, заставляют стремиться к первенству в стае, заставляют стремиться к достижению высокого статуса и одобрения стаи, заставляют желать секса и так далее. Умиление от детей и даже способность чувствовать сострадание тоже в некоторой степени определяются этими программами.
Ещё более сложные программы пытаются управлять поведением. В опасных для выживания ситуациях они отодвигают слабое явное сознание в сторону и заставляют человека делать то, что делали в похожих ситуациях те люди, которые победили (с точки зрения животных программ победили). По идее, эти программы должны срабатывать тогда, когда явное сознание растеряно, неопытно или вообще отключено. Они должны обеспечивать выживание организма в любых условиях. Именно они заставляют людей при отравлении угарным газом метаться по дому и лезть в любые дыры, похожие на дверь, или карабкаться на спасателя при опасности утонуть (и топить обоих), или при пожаре толпой стремиться к выходу (в результате чего все застревают и все сгорают). Очень часто люди, спасшиеся из тонущих кораблей или горящих домов, не помнят, как они это сделали. А они этого и не делали. Их заставила выползать автоматика.
Создавать такие программы очень тяжело. Поскольку они не включают разумную деятельность и не моделируют ситуацию, а тупо повторяют то, что видели раньше (как вариант - делают то, что заложено в программе), очень часто они действуют с точностью до наоборот. Это очень сложные программы. Проблем при создании таких программ очень много — начиная от определения признаков наступления опасной ситуации до подбора подходящего образа поведения, для чего в свою очередь используется ряд других программ — обучение подражанием по примеру взрослых, сортировка признаков победы, и так далее. Ещё надо как-то отключить явное сознание, для чего тоже используются разные способы. В каждом из этих дел программа может ошибиться, в результате чего человек будет действовать неадекватно.
Если мы не хотим, чтобы во время конфликта нами управляли глупые программы, необходимо будет изучить эту проблемы и найти способы выхода из-под действия животных программ. А для этого придётся для начала описать проблемы некорректной работы программ по каждой из их задач.
Первым делом обсудим, при каких условиях у человека включаются режимы паники или сильного страха, в результате чего он переходит в режим действия под управлением автоматических программ? Очевидно, признаки опасной ситуации автоматика берёт из опыта человека — громкие звуки, взрывы, характерные слова нападающих, наблюдение сцен гибели других людей, пожар, падение предметов, боль. У неповреждённых людей такого опыта немного, опыт болей при рождении и опыт детских драк — и всё. Поэтому в критических ситуациях такие люди как-то могут соображать. У людей, побывавших на войне или в других болезненных ситуациях, этот опыт намного тяжелее.
Для нас важно отметить то, что в реальности отмечалось достаточно много случаев, когда бывшие военные убивали или били своих домашних тогда, когда совсем этого не хотели — очевидно, из-за какого-то громкого звука или просто из-за злости в конфликте включался режим привычного поведения «убей всех вокруг». Часто такое случается в результате опьянения, при опьянении явное сознание в большей части отключено спиртом и автоматике намного легче получить контроль.
Здесь стоит заметить, что боли при родах — одно из самых сильных и болезненных воспоминаний для любого новорожденного. Они имеют очень сильное воздействие на человека, поскольку, как правило, не осознаны — человек помнит только боль и не помнит обстоятельств, при которых она была получена, из-за чего возникает ощущение абстрактной непреодолимой боли. У рождённых с помощью метода кесаревого сечения другие проблемы - у них нет этих болей, но за счёт этого они не боятся даже того, чего стоило бы бояться. Кое-кто из знакомых мне «кесарят» даже в раннем детстве не боялся потерять родителей.
С другой стороны, одно время я был знаком с парнем, которому во время родов ломали кости прямо при родах, чтобы извлечь из чрева. После этого даже в старших классах школы парень не мог выступать даже перед небольшой аудиторией, его сразу начинало сильно трясти. Срабатывал опыт «выходишь на свет — будет сильная боль».
Очевидно, эффект паники сильнее проявляется у тех людей, у которых сильнее эгоизм и готовность затоптать всех вокруг ради собственного выживания. Люди добрые, великодушные боятся сделать больно окружающим, думают об общих задачах и могут дольше сохранять самоконтроль даже в самых страшных ситуациях.
Во вторую очередь обсудим, какое поведение животные программы будут считать победой. Очевидно, признаками победы животное сознание будет считать: убийство противника, даже в тех случаях, когда побеждённый действовал правильнее, праведнее и погиб из-за случайности или из-за банального превосходства в численности убийц. Более громкое и более оскорбительное поведение животное сознание тоже будет считать признаками победы, и именно такое поведение будет записано в вашу память как образец. Так вы и будете действовать в конфликте, пока не измените образец (как изменять образцы - чуть позже). Силовой захват самки тоже очень полезен с точки зрения животного сознания. Любое поведение с позиции силы считается животным сознанием более предпочтительным.
Третье. Теперь обсудим самое главное, откуда автоматика берёт образы поведения в критических ситуациях и как она их применяет. Тут ситуация чаще всего похожа на анекдот: «Зачем ты стянул верёвкой человека, который не мог сам слезть с дерева? Он упал и разбился! - Так вчера же доставали человека из колодца, и верёвка сработала!». Несмотря на явную глупость такого поведения, именно так автоматика и действует в очень большом количестве случаев. Заставляет тонущего залезать на спасателя, чтобы глотнуть воздуха (срабатывает команда «Вверх!»). Заставляет при разрушении баллона с пропан — бутаном прятаться в погреб (этот газ тяжелее воздуха). Заставляет при бытовом конфликте где-нибудь в очереди применять те же обзывалки и грубости, которые применялись в детских драках. А что? В детстве помогало, и тут должно помочь. То, что в обществе поведение с позиции силы воспринимается как опасность для общества, как оскорбительная наглость, и что в итоге приводит к потере лица, к презрению в глазах лучших людей общества и выталкиванию в самые низы общества с намного более слабыми шансами на выживание— этого животное сознание понять не в состоянии.
Если никаких образцов для поведения нет, то автоматика может заставить человека застыть на месте и плакать. Опять же потому, что в детстве помогало, почему бы не сработать ещё раз?
В состоянии паники животные программы заставляют человека делать то, что делают другие — все при пожаре рвутся в дверь, и я должен рваться в дверь. Того, что при этом все застрянут и не пройдёт никто, животное сознание не понимает. Это слишком сложно, это требует построения мысленных моделей.
Можно предположить, что режим паники был встроен в программное обеспечение животных и людей для того, чтобы они в условиях сильного испуга могли действовать сообща. Табун лошадей в состоянии паники легко затаптывает любого хищника. (Впрочем, лошади в таком состоянии могут не заметить даже стены дома и разбиться).
Четвёртое. В заключении обсудим, как автоматика «отставляет в сторону» явное сознание. Ещё до возникновения паники, когда человек вообще не осознаёт, что делает, возможно возникновение ряда ситуаций, когда человек поступает необдуманно (например, в гневе), но при этом частично ещё ситуацию наблюдает. При этом автоматические программы выживания уже убрали явное сознание от управления, заставили его делать то, что они посчитали полезным (например, сыпать оскорблениями в гневе или слишком сильно бить детей), но у человека ещё сохраняется иллюзия, что это его решение.
С помощью каких систем автоматика может отключить или «отодвинуть» явное сознание? Строго говоря, способ только один: используя ранее запомненные страхи боли или стыд от прилюдного позора. В критической ситуации автоматические программы достают память о прошлой боли и демонстрируют её явному сознанию со смыслом «Ты должен рвать всех окружающих на части, иначе будет больно, как вот тогда».
Отсюда следует очень простой вывод: люди с сильным самолюбием будут изо всех сил глушить все свои воспоминания о неприятных или позорных моментах, и поэтому автоматике у них очень легко будет довести человека до гнева с излишним применением силы, до паники или до истерики с полной потерей дееспособности. И наоборот, добрые христиане, которые все всплывающие воспоминания переосмысливают с позиций прощения и пожелания людям всего хорошего, со временем избавляются от разных болей и становятся неуязвимыми для автоматических программ, не впадают в гнев и в панику, сохраняют ясное сознание. Но об этом чуть позже.
Про режим паники стоит ещё сказать, что не всегда следует её подавлять полностью. Независимыми авторами в разные времена описано множество случаев, когда в чрезвычайных обстоятельствах люди в состоянии то ли паники, то ли каких-то других сильных чувств демонстрировали совершенно чудесные возможности. Небольшие женщины переворачивали автомобили, мчавшиеся ни их детей. Крупные мужчины ухитрялись выскакивать из маленького переднего окошка «УАЗика», падающего с обрыва в пропасть (размер окошка – около 17 см). Пилоты бомбардировщика, когда машина в результате неудачного взлёта упала и начала гореть, вчетвером выскочили из форточки пилотской кабины (на следующий день никто из них не смог просунуть в эту форточку даже голову). Так что контролируйте панику, не позволяйте ей заставлять вас делать то, что может повредить вам, но не мешайте ей давать вам дополнительные силы.
К пониманию действия автоматических программ можно придти и с другой стороны. Знаете, что происходит первое время с человеком, которые решил принять правило полного беззлобия так, как этому учил Иисус Христос — с правилом правой и левой щеки, с пожеланием всего хорошего всем людям, с полным отказом от убийства, даже в мыслях, как того требует православная монашеская традиция? А происходит первое время то, что ничего не получается. В конфликтных ситуациях всё равно гневаешься и ругаешься, вместо отдыха и размышлений постоянно зарабатываешь переутомление из-за разных развлечений. В голову постоянно лезут мысли о том, как побеждать «самого страшного агрессора». После конфликта, даже если вёл себя без злобы, раз за разом возвращаются мысли и мечты о том, как надо было сказать сопернику что-нибудь пообиднее. И вот тут начинаешь очень чётко понимать и чувствовать, что такое животные автоматические системы выживания и как они влияют на поведение (точнее, пытаются влиять). После принятия полного беззлобия именно они лепят образ «идеального агрессора, такого, которого никак нельзя не убить», чтобы заставить опять мечтать о том, как затопчешь всех врагов силой. Таким образом они пытаются вернуть себе контроль над поведением и пытаются заставить человека делать то, что они считают более полезным для выживания. Именно они в конфликтных ситуациях возбуждают давно забытые страхи, чтобы заставить проявлять агрессию, а не говорить уважительно по существу спора.
Люди, которые под действием слов Иисуса Христа примут полное беззлобие и начнут продвигаться по пути отречения от гордости, со временем выйдут из-под действия животных программ и смогут объяснить окружающим суть этого явления. А если бы Христа не было, то у нас не было бы этого пути выхода из животного состояния. Если нет любви к Богу и нет любви к людям, если нет требования отказа от гордости и принятия полного беззлобия, то никакого конфликта между животной частью и духом не возникнет, и человек в итоге останется таким же, каким был до этого. Наверное, станет немного вежливее, но такого изменения в основах, как в православном христианстве, не будет.
Всё сказанное выше было известно в течение двух тысячелетий. Раньше не было компьютеров, и святые отцы говорили кратко: «Гневливое поведение — результат греховной гордости и дурного навыка», без всяких рассуждений об автоматических животных системах. Под «дурным навыком» как раз и подразумевались привычки и затаённая злоба с обидами. В наше время мы можем несколько уточнить наши представления о человеке, но в глубинной сути это мало что меняет — способы лечения остаются ровно теми же самыми, которые принёс Христос. А вот во внешних проявлениях такие формулировки могут изменить очень много – появляется основа для письменной традиции, появляется основа для взаимодополняющего разговора с госдуарством, где-то даже появляется основа для научного развития наук о человеке. До сих пор науки о человеке были не очень научными – не считать же наукой учение, которое утверждает, что все мотивы поведения человека определяются исключительно инстинктами и сексуальностью? А ведь пока это верх развития материалистической науки о человеке...
О перепрограммировании самого себя.
Люди вынуждены изменять образы своего поведения с первых лет жизни. Под влиянием воспитания со стороны родителей или общества люди осознают, что в такой-то ситуации лучше было бы действовать по-другому, и придумывают, как надо было действовать по-новому, «проигрывают» эту ситуацию в уме. На современном языке это называется «перепрограммировать себя» или «перепрограммировать свои алгоритмы поведения». Но это самый верхний, осознанный уровень переосмысления поведения. По большому счету это даже не программирование, а переосмысление стратегий поведения. Но существуют и более глубокие уровни, которые позволяют изменять те программы поведения, которые включает автоматика в случае срочных непредвиденных событий. Они тоже доступны для редактирования со стороны явного разума.
Некоторые системы изменения настроек автоматики встроены в устройство человека. Когда после конфликта раз за разом в голову сами лезут мысли о том, как надо было действовать в прошедшей ситуации, это проявление действия именно этой системы. Какой вариант вы выберете, такой и запишется в память как образец для дальнейших действий. В этом деле есть одна сложность: вам не удастся выбрать правильный (вежливый) вариант поведения и сохранить его в памяти как образец до тех пор, пока вы не докажете животным системам, что он лучше подходит для выживания, чем старый, невежливый и агрессивный вариант. О том, как это делать, поговорим чуть ниже.
В человеке есть ещё одна автоматическая система, которая работает с переосмыслением настроек автоматического поведения. Наверное, вы замечали, как во время отдыха или еды у вас иногда случаются неконтролируемые отвлечения внимания, в ходе которых вы начинаете обдумывать разные фантастические ситуации или варианты поведения в предположительных экстремальных или конфликтных ситуациях, в которых вы не были. Это могут быть мечты о поведении на войне, о сказочном королевстве или о других, самых фантастических обстоятельствах. Как это ни странно, так проявляется действие ещё одной автоматической системы, которая вешает вам «перед глазами» эту предположительную ситуацию и предлагает обдумать, как вы будете действовать в экстремальных или конфликтных обстоятельствах такого рода. Какой образ поведения вы выберете, такой и запишется в вашу память как образец для подобных ситуаций.
Из всего сказанного напрашивается простой вывод: при переосмыслении поведения никогда нельзя представлять, как вы ведёте себя по отношению к противнику надменно, оскорбительно и сразу применяете силу, иначе в следующей конфликтной ситуации автоматика именно так и заставит вас себя вести. Как бы ни было страшно и обидно, необходимо представлять, как вы разговариваете с противником только по делу, спокойно и уважительно. Даже в случае, если он вас одолел, избил, повалил на землю и поставил ногу на грудь, единственное, что стоит сказать, это «Ты меня повалил». И никаких оскорблений, криков о мести или проповедей о том, что так делать нехорошо.
Последнее время в некоторой литературе для людей, часто бывающих в экстремальных ситуациях, или в разных «энциклопедиях выживания» пишут советы о том, что полезно заранее создавать нечто вроде «искусственных воспоминаний» на случай разных ситуаций. Предполагается, что при возникновении похожей ситуации автоматика будет брать заранее созданное «искусственное воспоминание» и применять его ещё до того, как проснётся явный разум.
Как пример таких ситуаций можно представить следующие. При попадании в снежную лавину в горах необходимо сначала плавать, гребя руками, как в воде, чтобы удержаться на поверхности, а когда завалит снегом, отодвинуть руками снег от носа (чтобы снег не забивал дыхание). После этого по положению слюны во рту необходимо определить, где верх и где низ, и начинать копать проход наверх. Другой пример. При пожаре в трамвае необходимо не бежать к дверям, в которых неизбежно возникнет давка, а разбить или выставить окно, помочь выбраться детям или женщинам, а затем выбраться самому. Эти ситуации в книгах советуют представить во всех подробностях, так, чтобы они остались в памяти как картинка, как «кино», которое автоматика посчитает реальным воспоминанием и применит в похожем случае.
Про поведение в конфликтных ситуациях — о том, что автоматика действует по таким же алгоритмам и в случае конфликтов — в таких книгах не пишут. Об этом немного говорят на кратких курсах поведения в экстремальных ситуациях, эти курсы проводятся, как правило, в курортных местах и стоят очень дорого (от 1000 долларов). Получается, что эти курсы доступны только для начальников, за которых платит фирма. Простым людям остаётся вести себя как животным…
Мы из сказанного можем сделать вывод, что метод «искусственных воспоминаний» можно применить и по отношению к конфликтным ситуациям. Для этого необходимо заранее представить себе разные конфликтные ситуации во всех подробностях, представить, как мы будем действовать в них беззлобно, с достоинством, доброжелательно и великодушно. Строго говоря, при этом происходит то же самое, что и при действии описанной выше системы переосмысления опыта, только намного быстрее и осознаннее.
Вернёмся к обсуждению вопроса о том, как уговорить животные системы в том, что беззлобное и вежливое поведение полезнее для выживания. В этом деле есть несколько сложностей.
Во-первых, не каждый человек готов к тому, чтобы захотеть стать совершенным и благотворным. Некоторым людям очень нравится не сдерживаться, делать всегда только то, что хочется, грубить окружающим и вести себя с ними максимально оскорбительно и деспотично. Этих людей надо предоставить их судьбе, с ними ничего не сделаешь до тех пор, пока они не захотят измениться. Их путь будет путём получения отрицательного опыта, они на всю жизнь останутся животными с разумом, они не станут разумными существами, и этого никак не изменить.
Во-вторых, как уже было сказано, автоматические системы используют страхи и боли, запомненные с самых первых минут жизни. Описание способов снятия этих болей выходят за рамки заявленной темы о конфликтологии. Скажем коротко: это непросто, требует отказа от гордости, глубочайшего смирения, любви к людям, это требует много времени и больших духовных усилий. Когда всплывает память об унижении или о сильной боли, то необходимо простить всех участвовавших в той ситуации и пожелать им всего хорошего. Памяти о боли надо сказать, что раз вы выжили, то это только добавило вам опыта и что теперь, отпустив эту боль, вы можете ничего не бояться, не торопиться, делать все дела с любовным вниманием к каждой подробности дела. Можно сказать себе: «Память о боли или унижении заменяю тихой радостью от того, что у Бога всё может быть так, как надо, и я теперь с Богом». Как правило, процесс осознания и очищения от глубоких болей напрямую связан с отказом от страха смерти, с ростом доверия к Богу и с общим отходом от привязанности к материальной жизни в пользу духовной жизни.
В-третьих, автоматические системы очень простые, но очень сильные. Они изначально запроектированы так, чтобы преодолевались волей с большим трудом. Поэтому очень тяжело отказаться от агрессивности и мстительности. Как только принимаешь полное беззлобие и представляешь, как будешь действовать беззлобно в одной ситуации, так автоматика тут же лепит образ «абсолютного агрессора, которого никак нельзя не убить» и пытается с его помощью опять заставить человека мечтать об убийстве и о перемоге силой. Иногда эта борьба становится настолько утомительной, что уже не остаётся сил думать или что-то воображать и остаётся только молиться. Будьте готовы к этому.
В-четвёртых, рано или поздно автоматика начнёт использовать для запугивания не только мысли о межличностных конфликтах, но и мысли о том, что государство (или оргпреступность) всё равно всё отберут и надо готовиться к борьбе против организованных систем — банд, государственных систем или коррумпированных чиновников. Здесь нужно разделить несколько вопросов. Вопрос об оптимальном устройстве государств пока не решён — человечество находится в поиске, отрабатывая и отбрасывая одно за другим упрощённые способы организации. Вот и вы вопросы об оптимальном устройстве государства не обсуждайте, скажите себе, что трудолюбивым созидающим людям всегда рады, и что вы так или иначе выживете, может быть, с некоторой потерей в гордости (после уверения в том, что вы выживете, животные системы успокаиваются). Потеря в гордости для христиан тоже не страшна — для нас главной целью является долгая безгрешная жизнь, чтобы Бог мог научить нас всему, что мы способны понять.
А вот страхам про то, что всё отберут и самого застрелят, следует сказать, что если Бог попустит вам стать воином, то придётся воевать, и тут не отвертишься. Но в целом жизнь человека намного безопаснее, чем кажется, и даже оргпреступность, как правило, не убивает сразу всех и кого попало. В самом худшем случае этим людям нужно постоянно получать от вас деньги, а для этого ваше дело должно быть живым и процветающим. И вы тоже нужны живыми.
Обсудив сложности, наконец-то можно обсудить и то, почему беззлобное поведение полезнее для выживания и как это объяснить животным системам. С одной стороны, это самое сложное место в христианстве. Всем кажется, что как только примешь полное беззлобие, так тут же со всех сторон заявятся враги, желающие лупить тебя по левым и правым щекам. С другой стороны, если немного подумать и представить, как ведёшь себя в конфликтной ситуации без оскорблений, без страха того, что твоё самолюбие будет оскорблено, то тут же понимаешь, что это красиво и что именно таким ты всегда и мечтал стать.
Если первоклассника обозвать «дураком», то он обидится и тут же полезет в драку. В этом возрасте кажется, что это нормально. Животные системы подсказывают детскому сознанию, что необходимо отомстить обидчику, иначе твой статус в стае снизится и тебя будут обижать все остальные.
А теперь представьте взрослого, который после того, как его назовут «дураком», начинает прыгать на месте, потрясая кулаками, и кричать: «Я не дурак! Я не дурак!». Смешно? Смешно. Более ожидаемым поведением от взрослого будет вопрос: «И что дальше?». После этого взрослый человек (даже не-христианин) будет решать, что делать с обзывающим — если он опасен для общества, то постарается уничтожить или вызвать полицию, если не опасен — скажет что-нибудь в духе «ты не прав, ты поступаешь неправильно» и пойдёт по своим делам. Но болезненно остро реагировать на покушение на своё самолюбие точно не будет.
Наверное, вот в этом духе и стоит работать с животными системами. Выживание общества животные системы ставят выше выживания личности, это тоже стоит использовать.
Обдумывая стратегии поведения в конфликтной ситуации, мы принимаем беззлобное поведение потому, что, во-первых, другие люди смогут хоть раз в жизни увидеть, как надо себя правильно вести, этот образец запишется в их память, и они будут его применять в дальнейшем. Предполагается, что при этом всё общество станет лучше. Во-вторых, если мы не оскорбляем, то противник не сможет потом заявить, что его слишком сильно оскорбляли, не сможет выставить себя жертвой. В-третьих, вежливое поведение успокаивает противника и не переводит его в состояние паники, гнева или аффекта, что позволяет легче договориться и найти взаимоприемлемое решение (или объяснить, в чём вина вашего противника так, чтобы он принял ваше видение ситуации). В-четвёртых, распространение вежливого поведения в обществе снижает общую напряжённость, в таком обществе хочется жить, его можно любить, его хочется защищать. И наоборот, ради общества ожесточённых эгоистов никто ничем жертвовать не будет.
И всё это не считая того, что праведное безгрешное поведение радует Бога и предотвращает попадание в ад. Животным системам про Бога говорить бесполезно — они понимают только то, что помогает физическому выживанию организма. (Заметим, что в этом они похожи на государственные системы). Но для себя мы, конечно, должны помнить о том, что праведное поведение — это красиво, это то, что является ценностью само по себе. Кто мы, животное, живущее только желудком, или разумное существо, для которого главная ценность — это стать полноценным разумным существом, безгрешным и мудрым, и вернуться к Богу? Об этом стоить помнить, когда приходится преодолевать действие животных систем волей явного сознания. Уговорить животные системы получается не всегда, иногда приходится подавлять их волей. Например, когда предлагают выбор между антихристианством и костром.
Стоит оговориться, что выход из-под контроля животных систем — это ещё не святость. Да, вы сможете в конфликтной ситуации говорить вежливо и по делу, но это ничуть не добавит вам ни сострадания, ни милосердия, ни великодушия, ни мудрости. Без глубокого отказа от гордости и самолюбия продвижение от животного к мудрому разумному существу невозможно. Конечно, это всё очень тесно связано, но в целом выход из-под контроля животных систем — это очень небольшая часть того благотворного воздействия, которое христианство оказывает на человека и общество.
До сих пор Церковь по отношению к окружающему миру описывала себя как учреждение, в котором можно получить утешение и некоторые знания о том, как получить спасение и пропуск в Рай для тех, кто особо не от мира сего. Параметры спасения не уточнялись.
Но если посмотреть на сказанное выше, то становится очевидно, что Иисус Христос принёс нам намного больше, чем утешение. Это путь для тех, кто захочет стать чем-то больше, чем запуганная скотина, жаждущая исключительно эгоистичных удовольствий. И это необходимо всем, а не отдельным святым. Не все смогут пройти по узкому пути до конца, но знание о том, что это возможно, даст силы жить всем остальным. Кроме того, из сказанного можно сделать несколько медицинских технологий по работе с глубинными страхами и связанными с ними психозами. О технологии искусственных воспоминаний можно говорить даже в школах. Не факт, что дети всё поймут, но у них хотя бы останется понимание того, что необходимо наводить порядок и во внутреннем мире, а также понимание того, что христианство — это не только про утешение, но и про глубинную правду.
Бог рядом.
***
Публикации идут через одну - сначала о христианстве, потом о том, как строить христианскую политическую партию, затем снова о нюансах духовной или психологической деятельности.