Найти тему
За рулем

Провальный проект СССР: лопата на гидравлике

Могу копать, могу не копать: вот такой экскаватор получился у советских конструкторов.

В 1952 году во Всесоюзном научно-исследовательском институте строительного и дорожного машиностроения разработали первую лопату с гидравлическим приводом.

Базовое шасси — от полноприводного ГАЗ‑63 с укороченной на полметра рамой. Название Э‑151 расшифровывалось просто: экскаватор с ковшом объемом 0,15 м³ первой модели. Высота и глубина копания достигали 2 м.

Новинка привлекла внимание Министерства обороны СССР, а потому в 1953 году первый Э‑151 поехал демонстрировать возможности. К сожалению, забавная машинка при копании твердых грунтов то и дело опрокидывалась. Так что она и осталась невостребованной.

Вообще поэкспериментировать в СССР любили. Например, всем известному «козлику» ГАЗ-69 для езды по снежной целине пытались приспособить... роторно-фрезерный движитель.

ГАЗ‑69 был настолько неубиваемой и универсальной машиной, что легко переносил любые опыты. По ходу одного из них внедорожник поменял штатные колеса на… большие фрезы. Они прорезали снежный покров на десятки сантиметров и цеплялись за плотный грунт, обеспечивая движение без пробуксовки. Установленные на раме опорные лыжи уменьшали давление, удерживая машину на снежной целине. Но на серийной ­технике такой движитель не прижился.

Необычные факты из истории техники Михаил Колодочкин коллекционирует много лет. Вот, например, вы знали, как в Киеве скрестили Запорожец с мотоциклом и получили грузовик?

Есть вопросы? Задавайте! kolodochkin@zr.ru

Автор: Михаил Колодочкин

Фото: из архива автора

Понравилась публикация? Ставьте лайк и делитесь ею с друзьями
в социальных сетях!

Материалы по теме:

Советские рекорды: самый длинный автопоезд
Герой Чернобыля: КрАЗ-ликвидатор