Поразительно, но именно с экранизации 2005 года началось мое знакомство с творчеством Джейн Остин. Посмотрев фильм, который мне очень понравился, я все же решилась прочитать книгу «Гордость и предубеждение», а потом обратиться к сериалу 1995 года. Что ж, после всего этого, стало ясно, что картина Джо Райта далековато ушла от оригинала, но искренняя симпатия к фильму осталась до сих пор. Расскажу, чем он меня привлекает.
Во-первых, интересные режиссерские находки. Меня впечатлила сцена, когда танцующие Элизабет и Дарси в прямом смысле остаются наедине. Этот момент по-настоящему чувственный при всей сдержанности. А эпизод с качелями помог Райту изящно перейти от одного временного отрезка к другому и при этом подчеркнуть цикличность сельской жизни.
Еще один плюс – операторская работа. Без преувеличения, каждый кадр можно поставить на стоп, распечатать и повесить на стену. Не могу не отметить завораживающую атмосферу сцен, снятых одним планом. Это и наше первое знакомство с Беннетами и бал в Незерфилде: камера неспешно скользит по комнатам и коридорам, переходя из одного помещения в другое, герои то попадают в кадр, то уходят из него. Создается впечатление масштабного полотна.
К прекрасной натурной съемке, можно добавить и работу с интерьерами. Да, я тоже сомневаюсь, что Остин задумывала Лонгборн именно таким, но меня очаровала это упадническая красота жилища семьи Беннет. Бедный, разрушающийся, но бесконечно милый сердцу родной дом.
Актеры фильма, на мой взгляд, редко когда дотягивают до планки, установленной сериалом 1995 года, но пару моментов я все же отмечу. Отлично, что в этой экранизации удалось показать градацию возраста сестер Беннет. Китти и Лидия, действительно выглядят младше, и их подростковое поведение воспринимается вполне естественно. Ну, и Уикхем в исполнении Руперта Френда реально мог разбить не одно девичье сердечко. Не в обиду, но Адриан Лукис кажется мне слишком возрастным для этого героя.
Что же до минусов экранизации Джо Райта, то один из важнейших – утрата юмора. Остин откровенно высмеивает нравы и обычаи своего времени, а в фильме 2005 года все стало неожиданно серьезным. Да, мистер Беннет покорно произносит свои реплики, но у Дональда Сазерленда они и вполовину не такие остроумные, как должны быть. Мистер Коллинз, Кэролайн Бингли, Мэри, даже леди Кэтрин де Бер, за счет которых писательница неоднократно нас повеселила, стали одномерными и скучными. Как тут не вспомнить чудную Анну Чанселлор или невероятного Дэвида Бамбера из сериала!
Ну, и сценарные акценты, расставленные Райтом, тоже увели его экранизацию прочь от книги. Мне одной показалось, что Элизабет и Дарси полюбили друг друга чуть ли не с первого взгляда?
Выводы: я точно не принадлежу к числу хейтеров фильма «Гордость и предубеждение» 2005 года и благодарна ему за эмоции и первое впечатление. Пожалуй, он хорош просто как историческая мелодрама, но вот экранизация произведения Остин, однозначно, не лучшая. Возможно, Райту следовало быть радикальнее и снять интерпретацию «по мотивам», перенеся действие, например, в совсем другую эпоху (а не в XVII век, как он сделал) или на американский континент. Тогда многие вольности простились бы.