Найти тему

Несколько слов о фильме «Гордость и предубеждение» 2005 года

Поразительно, но именно с экранизации 2005 года началось мое знакомство с творчеством Джейн Остин. Посмотрев фильм, который мне очень понравился, я все же решилась прочитать книгу «Гордость и предубеждение», а потом обратиться к сериалу 1995 года. Что ж, после всего этого, стало ясно, что картина Джо Райта далековато ушла от оригинала, но искренняя симпатия к фильму осталась до сих пор. Расскажу, чем он меня привлекает.

Во-первых, интересные режиссерские находки. Меня впечатлила сцена, когда танцующие Элизабет и Дарси в прямом смысле остаются наедине. Этот момент по-настоящему чувственный при всей сдержанности. А эпизод с качелями помог Райту изящно перейти от одного временного отрезка к другому и при этом подчеркнуть цикличность сельской жизни.

Еще один плюс – операторская работа. Без преувеличения, каждый кадр можно поставить на стоп, распечатать и повесить на стену. Не могу не отметить завораживающую атмосферу сцен, снятых одним планом. Это и наше первое знакомство с Беннетами и бал в Незерфилде: камера неспешно скользит по комнатам и коридорам, переходя из одного помещения в другое, герои то попадают в кадр, то уходят из него. Создается впечатление масштабного полотна.

-2

К прекрасной натурной съемке, можно добавить и работу с интерьерами. Да, я тоже сомневаюсь, что Остин задумывала Лонгборн именно таким, но меня очаровала это упадническая красота жилища семьи Беннет. Бедный, разрушающийся, но бесконечно милый сердцу родной дом.

-3

Актеры фильма, на мой взгляд, редко когда дотягивают до планки, установленной сериалом 1995 года, но пару моментов я все же отмечу. Отлично, что в этой экранизации удалось показать градацию возраста сестер Беннет. Китти и Лидия, действительно выглядят младше, и их подростковое поведение воспринимается вполне естественно. Ну, и Уикхем в исполнении Руперта Френда реально мог разбить не одно девичье сердечко. Не в обиду, но Адриан Лукис кажется мне слишком возрастным для этого героя.

-4

Что же до минусов экранизации Джо Райта, то один из важнейших – утрата юмора. Остин откровенно высмеивает нравы и обычаи своего времени, а в фильме 2005 года все стало неожиданно серьезным. Да, мистер Беннет покорно произносит свои реплики, но у Дональда Сазерленда они и вполовину не такие остроумные, как должны быть. Мистер Коллинз, Кэролайн Бингли, Мэри, даже леди Кэтрин де Бер, за счет которых писательница неоднократно нас повеселила, стали одномерными и скучными. Как тут не вспомнить чудную Анну Чанселлор или невероятного Дэвида Бамбера из сериала!

Ну, и сценарные акценты, расставленные Райтом, тоже увели его экранизацию прочь от книги. Мне одной показалось, что Элизабет и Дарси полюбили друг друга чуть ли не с первого взгляда?

-5

Выводы: я точно не принадлежу к числу хейтеров фильма «Гордость и предубеждение» 2005 года и благодарна ему за эмоции и первое впечатление. Пожалуй, он хорош просто как историческая мелодрама, но вот экранизация произведения Остин, однозначно, не лучшая. Возможно, Райту следовало быть радикальнее и снять интерпретацию «по мотивам», перенеся действие, например, в совсем другую эпоху (а не в XVII век, как он сделал) или на американский континент. Тогда многие вольности простились бы.