Наверняка, каждому родителю хочется вырастить из своего ребенка умного, приспособленного к взрослой жизни человека. Именно поэтому мы все часто большое значение уделяем тому, как быстро ребенок научился читать, складывать числа в уме и добиваться высоких спортивных достижений. Хотя на самом деле ничего из перечисленных достижений и преимуществ не может гарантировать того, что ребенок будет действительно счастливым и успешным.
В век современных компьютерных технологий большое значение все чаще имеет не то, насколько быстро ребенок научился читать, а гибкость ума маленького человека. Проще говоря, больше ценится то, насколько он правильно умеет анализировать ситуацию, задавать верные вопросы, ведущие к цели, а также сотрудничать с коллегами. Именно эти качества, по мнению множества психологов. В будущем будут составлять успешную личность.
Так, психолог Мэдлин Левин в своей книге «Самое ценное» предлагает по-новому рассмотреть настоящую ценность детских достижений. На этих принципах он и советует основывать воспитание младших школьников.
Уметь дружить.
До того момента как дети начинают ходить в школу, дружба носит случайный характер. Ребенок может считать своим настоящим другом ребенка из соседнего двора, с которым играет на площадке около дома или партнера из детского сада. Обычно эта дружба мало когда перетекает во что-то существенное. А вот в школе дети выбирают друзей более осознанно, основываясь на собственных интересах и недавно сформировавшихся предпочтениях.
Как ни странно, не всегда родители переживают это легко. Не так уж и просто осознавать тот факт, что ребенок предпочитает делиться всем самым сокровенным не с родителем, как это было еще совсем недавно, а с ровесниками.
Главной ошибкой, которую чаще всего допускают родители, является выбор компании для своего ребенка. С одной стороны, это понятно, ведь более мудрый и прожженный жизнью родитель знает и видит людей лучше, чем его ребенок. И здесь есть два пути. Первое – это полностью контролировать вход тех или иных людей в жизненное пространство ребенка и запрещать ему общаться с тем, кто папе или маме не нравится. Его нельзя считать удачным, скорее всего, это приведет к разладу в отношениях родителя и ребенка. Либо же конкретизировать правила, которым друзья школьника должны следовать. Так, например, можно попросить не разбрасывать игрушки или не ругаться матом в вашем доме, ведь у вас это не принято.
Однако бывает и другая проблема, когда с ребенком никто не хочет общаться. И здесь также важно проанализировать причину такого отношения детей к нему. Их может быть несколько: он слишком агрессивен, и детям нелегко с ним контактировать, или же он просто не обладает необходимыми навыками общения для комфортного взаимодействия со сверстниками.
Чем может помочь родитель в этой ситуации.
- Разговаривать с ребенком. Обсудите ситуацию с ребенком в эмоционально комфортной обстановке. Постарайтесь дать прочувствовать ребенку ощущения окружающих. Так, можно спросить «Как ты думаешь, бабушка была рада, когда ты не поблагодарил ее за принесенную шоколадку?». Обычно с детьми, склонными к эмпатии, больше всего заводят дружеские отношения.
- Понимать ценность трудностей ребенка. Не нужно преуменьшать ценность трудностей, происходящих в жизни ребенка. Да, вы более опытен в этих вопросах, и знаете, что на этом нельзя зацикливаться. Однако ребенку сейчас это непонятно, лучше поддержать его и дать правильный совет. В противном случае это может в будущем сказаться на эмоциональном состоянии уже взрослого человека.
- Помочь найти себя. Если у ребенка есть способности к рисованию, не нужно заставлять его просиживать часами у фортепьяно, лучше развивать именно то, к чему есть задатки.
- Не забывать, что нужно начинать с себя. Если в семье у детей будет эмоционально комфортная обстановка, то они быстрее и легче будут сходиться с ровесниками. Они должны видеть и ощущать тепло, исходящее от родителей по отношению ко всем членам семьи, и пытаться повторить это во время дружбы.
Научиться учиться не для чего-то, а для получения удовольствия.
Наверняка, каждый родитель помнит тот момент, когда дети с удовольствием осваивали такие навыки, как завязывание шнурков, самостоятельное одевание или поедание пищи с помощью вилки и ложки. Они легко осваивали новые навыки, не чувствуя затруднений с предотвращением препятствий.
Но в школе все становится намного сложнее. В первую очередь, это связано со школьной системой, склонной к стандартизации детей. Их учат мыслить стандартно, чтобы получать хорошие оценки. А это убивает личность в ребенке, делает его одним из многих, а не уникальным, которым он изначально является.
Чем может помочь родитель в этой ситуации.
- Поощрение вопросов.
Именно умение задавать хорошие вопросы и определяет интеллект ребенка. Родителю важно не отмахиваться от почемучки, а доходчиво и спокойно отвечать на поставленные вопросы. Обсуждение ситуаций лучше всего способствует развитию критического мышления.
- Больше времени проводить на природе.
Лучше всего дети познают мир через органы чувств. А частое пребывание на свежем воздухе будет только способствовать более комфортному развитию.
Учить эмпатии.
Именно в младшем школьном возрасте формируются ценностные ориентиры ребенка. Проще говоря, именно в этот период устанавливается личность детей, от этого зависит то, каким он вырастет человеком.
Каждый родитель хочет, чтобы его дети были не только успешными профессионалами, но и хорошими людьми. Но не каждый взрослый понимает, что для этого нужно приложить не меньше усилий, чем для развития критического мышления.
Чем может помочь родитель в этой ситуации.
Рассказывать ребенку о последствиях его поведения.
Учить эмпатии – это означает обучать чувствовать переживания других людей. Поэтому как можно чаще ему нужно задавать вопрос: «А тебе бы понравилось, если бы с тобой поступили так же…».
Говорить о морали.
Если вы как можно чаще будете начинать анализировать поступки детей, они будут понимать, что это одна из важных сторон жизни. По мере взросления они будут проецировать ваше отношение к морали на остальных людей.
Дайте возможность детям помогать людям.
Если вы участвуете в каких-либо благотворительных акциях, возьмите с собой ребенка. Ели он будет видеть людей, которым нужна помощь, и оказывать ее, ребенок будет более восприимчив к чужой беде и более склонен к эмпатии.
Не забывайте играть.
Игра – это главный род деятельности всех детей. Однако в современном мире привычные догонялки и «Казаки-разбойники» все чаще отходят на второй план. В то время как все внимание переключается на гаджеты.
Однако не нужно забывать, что именно во время игры дети учатся взаимодействовать друг с другом. Потому каждый ребенок должен играть ежедневно, чтобы отрабатывать различные социальные роли.
Чем может помочь родитель в этой ситуации.
- Ограничить общение с гаджетами. Младшим школьникам можно сидеть за гаджетами не более 1 часа в сутки
- Минимизировать общение с развивающими игрушками. Никакая игрушка не заменит общения и игры со сверстниками или родителями на свежем воздухе.
- Минимизируйте кружки и секции. Да, ребенок должен чем-то заниматься в свободное от школы время, но секции и кружки не должны отнимать его полностью.
- Больше гуляйте на свежем воздухе.
Не бойтесь отпускать ребенка на определенный отрезок времени и места от своего дома. Младший школьник постепенно должен уметь проявлять самостоятельность.