Продолжая традицию крупных альтернативных выставок, начатую импрессионистами в 1874 году (статья о первой выставке импрессионистов), в самом начале XX века был создан Осенний салон. Сегодня я хочу поговорить о событии, которое официально считается началом авангарда. Речь идет об Осеннем салоне 1905 года, в 7-м зале которого собралась стая “диких зверей” - фовистов. Это прозвище, которое ныне стало названием французской живописи 1904-1908 годов, возникло благодаря популярному французскому критику Луи Вокселю.
На фоне развивающегося модернизма группа художников, нашедших друг друга и объединенных общей концепцией, выставились вместе в одном зале. В центре выставочной экспозиции для красоты разместили статую, по стенам повесили кричаще яркие картины Матисса, Дерена, Марке, Мангена и Камуэна. Эта небольшая скульптура Альбера Марка по стилю очень напоминала творчество великого мастера эпохи Возрождения Донателло. Войдя в зал художественный критик Луи Воксель, воскликнул: “Донателло среди диких зверей!” (“Donatello chez les fauves!”). И вот этот термин “les fauves” - “дикие” - к ним прилип, и они стали фовисты по-французски. Правда, художники сами себя так не называли, но прозвище осталось, и они вошли в историю искусства как фовисты.
Закреплению названия за группой, несомненно, способствовали агрессивный цвет и экспрессивный рисунок. Художественное течение этих художников вошло в историю искусства под названием фовизм.