Универсального чудо-рецепта того, как совмещать жизнь и работу, нет и быть не может. Для каждого он свой – чаще всего выстраданный, построенный на своих ошибках. Понятие баланса между работой и личной жизнью у собственников бизнеса и наемных работников схожие, только первые работают на себя, а вторые «на дядю».
Процесс выгорания начинается не вдруг, а постепенно. «Запойная» работа по 14 часов, отсутствие отпусков, постоянные мысли о рабочих делах. Все это накатывает как снежный ком, а если отсутствуют мотивация и достойное вознаграждение – выгорание становится неизбежным.
Универсального чудо-рецепта того, как совмещать жизнь и работу, нет и быть не может. Для каждого он свой – чаще всего выстраданный, построенный на своих ошибках. Понятие баланса между работой и личной жизнью у собственников бизнеса и наемных работников схожие, только первые работают на себя, а вторые «на дядю».
Процесс выгорания начинается не вдруг, а постепенно. «Запойная» работа по 14 часов, отсутствие отпусков, постоянные мысли о рабочих делах. Все это накатывает как снежный ком, а если отсутствуют мотивация и достойное вознаграждение – выгорание становится неизбежным.
Как не сгореть на работе и освободить время для жизни? Даю 7 важных советов!
1. Установите четкие границы
Нужно четко понимать: где заканчивается работа и начинается личная жизнь. Если вы работаете дома, выделите отдельную рабочую зону, если в офисе – приходя домой, сразу переодевайтесь в домашнюю одежду. Найдите то, что будет помогать переключаться из одного режима в другой – книга, прочитанная в метро, прогулка вокруг дома, фраза «Рабочий день закончен», мысленно произнесенная по дороге домой. Этот ритуал должен стать частью вашей жизни – только так вы перестанете нести в семью рабочие проблемы.
2. Помните, что вы работаете в найме
Какой бы классной ни была работа, каким бы дружным коллектив, каким бы щедрым руководство, вы – наемный работник, а не собственник. Забудете этот простой факт – потратите несколько лет жизни впустую. Цели у владельца и наемного работника разные, так же как и вознаграждение за труды. Очень удобно, когда человек пашет как владелец, а чаще и еще больше, а получает всего лишь зарплату, хоть и большую. Всегда помните – настанет день и вам скажут «Уходи». И если вы к этому не будете готовы, вас ждут как минимум сеансы с психологом и затяжная депрессия. Жизнь то уже прошла, дети выросли… А вы в этом так и не поучаствовали.
3. Расставьте правильные приоритеты
И здесь главное быть честным самим с собой – не боятся разочаровать родных, не ориентироваться на мнение окружающих. Работа не должна мешать вашей жизни – если это так, пора менять работу, потому что жизнь у вас одна и она уникальна. Определите, что для вас является важным – водить детей на кружки-развивалки или посещать курсы английского вечером. Старайтесь строить свой график таким образом, чтобы личная жизнь не страдала из-за работы.
4. Учитесь говорить НЕТ
Предел возможностей есть у каждого, и если вы понимаете, что дело вам не под силу – говорите об этом прямо. Сказать «нет» дополнительным задачам, на которые не остается времени и сил, довольно сложно, а для трудоголиков – практически невозможно. Конечно, ведь «кто, если не я?»
Если вас о чем-то просят, всегда берите паузу, чтобы подумать. Хочется сказать «да» – соглашайтесь. Хочется ответить «нет» – смело стойте на своем и не поддавайтесь на уговоры.
5. Работайте не дольше, а лучше
Рабочий день по 12-14 часов уже стал нормой, а работа на выходные – обычное дело. Мысли о том, что если мы посидим на работе чуть дольше, то успеем сделать больше – самообман. Как только закончится одно дело, сразу же подвернется другое – закон трудоголиков.
Не отвлекайтесь на электронную почту и разговоры «ни о чем», не делайте одновременно несколько дел, и вы увидите, как много можно сделать за 8 часов.
6. Отдыхайте
Логичный совет! Но почему-то многие им пренебрегают. А ведь переутомление – главная причина выгорания на работе. Когда цикл «работа – отдых» работает правильно, мы хорошо себя чувствуем и можем горы свернуть.
Всегда прислушивайтесь к себе – комфортно ли вам работать в таком темпе. Если нет, усталость будет накапливаться и со временем даже двухнедельный отпуск не поможет восстановить баланс жизненных сил. Поэтому чтобы хорошо работать – хорошо и почаще отдыхайте.
7. Начинайте с малого
Если вы несколько лет задерживались на работе, не стоит ждать от себя чуда – что в один прекрасный день, после прочтения этой статьи, вы вдруг с легким сердцем уйдете с работы ровно в 17:00. Такой «подвиг» требует титанических усилий, поэтому начинать нужно с маленького шага – уйдите вовремя в пятницу (заметьте – не пораньше, а вовремя!). Потом делайте это чаще, постепенно возвращая себе свою жизнь вне работы.