Регресс по ОСАГО
Регресс по ОСАГО это возможность (право) взыскания с виновника аварии, стоимости выплаченного потерпевшему ущерба причинённого в результате ДТП. Собственники транспортных средств ежегодно покупая ОСАГО рассчитывают на полное возмещение вреда в рамках своей гражданской ответственности перед другими участниками дорожного движения, естественно без каких-то последующих регрессных требований со стороны страховщика. Между тем, полис ОСАГО, оформленный в 2020 г., может не дать 100% гарантии возмещения вреда причинённого аварией, по вине застрахованного лица. В чём же дело?
Особенности оформления ОСАГО в 2020 году
Всем автомобилистам по покупал страховку ОСАГО в прошлом году, известно об особенностях заключения договоров ОСАГО, в период распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 . После принятия поправок в закон об ОСАГО в марте 2020 года, страховщикам разрешили в период до 01 октября 2020 г. заключать договора ОСАГО без пройденного техосмотра. При этом собственникам транспортных средств предписывалось по мере снятия ограничений, найти возможность и пройти технический осмотр автомобиля установленным порядком. После прохождения ТО, сведения о ДК должны быть переданы в адрес своей страховой кампании до 01.11.2020 года. Если страхователь не предоставил информацию о прохождении ТО, в адрес страховщика, до указанной даты, условия договора ОСАГО со стороны автолюбителя нарушались. Необходимо отметить, что нормативные акты прямо не указывали каким образом необходимо предоставить в адрес страховой кампании требуемую информацию, что породило разную практику применения этого положения. Некоторые кампании создали специальные сервисы для уведомления о пройденном техосмотре, а некоторые оставили выбора способа информирования на усмотрение страхователя.
Уведомление о пройденном техосмотре
Какая-то часть собственников транспортных средств, в силу разных причин, не уведомили страховщиков о пройденном техосмотре. В этой связи, у страховщика появляется формальное право регрессного требования компенсации ущерба с собственника т/с. Хотя представители страховых кампаний эту ситуацию стараются не комментировать, проблема юридической оценки действий (бездействий) собственника т/с вопрос актуальный.
Позиция Центробанка России
Заслуживает внимания позиция Центробанка России , который сообщил, что оценивая возможность заявления страховщиком регрессных требований, рекомендуется учитывать обстоятельства прохождения или не прохождения ТО, используя как сведения базы ЕАИСТО, так и наличие документов о прохождении техосмотра. ЦБ РФ согласился с позицией страховых кампаний, о наличии права у страховщика на предъявление регрессного требования к собственнику т/с (виновнику ДТП), при отсутствии у него диагностической карты, независимо от причин аварии.
Не прошел техосмотр, попал в аварию, но не виноват…
Следует отметить, в случае когда автолюбитель попал в аварию, в которой он не виноват, не важно проходил он ТО или нет, извещал ли об этом страховую кампанию, причинённый ему ущерб в обычном порядке оплатит страховщик виновника ДТП. Единственное условие компенсации ущерба потерпевшей стороне, это наличие у виновника аварии действующего страхового полиса ОСАГО, не зависимо от того, проходил он ТО или нет. Хотя как мы уже отметили, страховщик может в последствии предъявить регрессный иск виновнику, который не прошел техосмотр в установленные сроки (но это уже не проблемы потерпевшего).
Регресс по ОСАГО как злоупотребление правом…
Относительно возможности страховщика на регресс, только за не информирование о пройденном ТО до 1 ноября 2020 г., юридическое сообщество считает это, как злоупотребление правом и полагают верным разрешать такие споры в судебном порядке.
К чести страховых кампаний, нужно отметить, что не все страховщики стали пользоваться такими формальными «зацепками», в рамках договорных отношений по ОСАГО. К примеру, страховая компания ВСК приняла принципиальное решение и не будет требовать обязательного уведомления о прохождении техосмотра, тем более что все сведения о прохождении ТО имеются в единой автоматизированной базе СТО, которая находится в распоряжении кампании.
Сведения ЕАИСТО
Информация о прохождении ТО автомобиля, направляется в базу ЕАИСТО авторизованным оператором техосмотра. При возникновении споров о прохождении (или не прохождении) техосмотра, собственник транспортного средства может обратиться непосредственно к оператору ТО и запросить выдать дубликат ДК.
Читайте наши статьи: