Об усложнившейся проблеме воспитания в семье.
"Семья - то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я"... .
Н. Некрасов "Крестьянские дети"
От некрасовского "мужичка" отделяет нас более полтора века. Детство неузнаваемо изменилось. Шести лет от роду им не приходится возить "дровишки из леса"как Власу. Не зря же семьдесят лет мы дружно скандировали: "Спасибо партии родной за наше счастливое детство!" Семьи получили возможность побаловать свои чада заморской вкуснятиной, дарить вместо самодельных кукол игрушки-трансформеры. Дети стали другими, но проблем в семейном воспитании не убавилось. И вряд ли ячейка общества чувствует себя более счастливее, чем сто лет назад.
Мы наблюдаем диспропорциональное развитие детей. Карапуз, который все еще в памперсах, делающий первые шаги, становиться "уверенным пользователем" гаджетов. Или юноша, для которого оторвавшаяся пуговица трагедия, играючи вскрывает чужую базу данных. Но почему-то наш высокотехнологичный мир не "рождает" новых Альберто, Леско, Донателло, Тициана, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Петрарки, Бокаччо..., не говоря о Поликлете, Мироне, Фидии. Неужели "Черный квадрат" и громада небоскребов из бетона и стекла останутся символом нашей нашей духовности? Воронежская "Аленка" и подобные художественные "шедевры" не разубеждают нас в обратном. Почему, достигнув небывалых технических высот, так стремительно теряем духовный рейтинг человечества? Что же столь могущественное противостоит веками культивируемым ценностям? Почему растет детская преступность в мире? Как объяснить поведение подростка, который беспричинно начинает расстреливать окружающих?
Я думаю, что все началось после Великой американской депрессии. Внедряемый на протяжении почти столетия потребительский инстинкт ускорил формирование технократического общества. Оной не нужны совестливые, отзывчивые, порядочные личности. Вообще требуется не человек, а некий усредненный индивид-исполнитель, способный овладеть узкой специальностью и выполнить в упрощенной форме заданную социальную роль. Так вот, семейной педагогике сегодня противостоит технократическая педагогика. У нее даже есть свой автор Б. Скиннер. Наши дети, просматривая рекламу, многочисленные кулинарные шоу, мультфильмы и фильмы, круглые сутки находятся в информационном поле этой педагогики. По силе воздействия на молодое поколение она перевешивает влияние улицы, сверстников и семьи вместе взятых.
Мне кажется, что изменился сам процесс познания. Между двумя классическими уровнями познания появился промежуточный уровень. Если для чувственного и рационального познания необходима активность субъекта, то здесь он становится пассивным "приёмником" информации. Не считаясь с его желанием она встраивается в его багаж знании. От силы воздействия традиционных и технократических ценностей зависит выбор человека. Последние, выхолощенные от гуманистических идей и принципов, открывают путь в "техническую бесчеловечность". Этим и объясняются выходящие за рамки нравственности поступки.
Чем ответить? Как и полтора века назад, "мужичок с ноготок"не потерял своей актуальности в духовном плане. Его единение с семьей, обязательность по отношению к ней, умение взрослеть, когда требуют обстоятельства то, чего так не хватает нашим детям. Реально живя с нами под одной крышей, под воздействием чуждого мышления, они перемещаются в другое пространство. Причастность к конкретным семейным делам, заботливый и доброжелательный климат "вытащат" их из нее.
Вы задумывались о причинах, осложняющих понимание между детьми и родителями? К каким выводам пришли?