Все мы прекрасно понимаем, что красивая история для картины - залог высокой цены и быстрой продажи. Поэтому мы не станем обвинять искусствоведов в том, что они пытаются добавить шарма✨ произведениям известных (и не очень) художников.
Но из песни слова не выкинешь! В данной статье будут представлены как факты, так и сомнительные утверждения легенды о самых мистических картинах в истории. Обещаю, использовать свой искусствоведческий талант я не буду, ограничусь умением доступно писать.
"Руки противятся ему", 1972 г.
Полотно не нуждается в особом представлении – одного взгляда на него достаточно, чтобы понять, почему оно попало в список мистических.
Дурная слава начала преследовать полотно, как только художник представил его для публики. У кого-то при взгляде на него ухудшалось самочувствие, кто-то начинал плакать, а некоторые и вовсе падали в обморок.
Тяжёлая аура картины привела к тому, что однажды она оказалась на свалке (согласно информации на eBay ). Выброшенное на произвол семьи полотно приобрела семья с детьми, которые сразу же стали жаловаться на «оживших» персонажей.
На свою голову картину купил владелец частной художественной галереи Ким Смит. Спустя время ему начали приходить письма с предложениями, просьбами и даже угрозами! Кто-то предлагал услуги экстрасенсов, чтобы проверить картину на наличие паранормальных явлений, кто-то просил уничтожить её, а кто-то грозился сжечь полотно вместе с владельцем.
Картина пугает неестественными деталями, написанными реалистично. Лицо мальчика смазано настолько, что едва можно различить глаза, которые больше походят на мутные впадины. У куклы глаза отсутствуют вовсе. На отсутствие в ней жизни намекает также батарея, которую она неестественно крепко держит в руках. Атмосферу этой мрачной вечеринки поддерживают прижимающиеся к двери ладони, которые возникают буквально из пустоты.
Символику полотна, со слов самого автора, проста: дверь позади мальчика это грань между мирами, руки символизируют прошлые жизни ребёнка, а кукла является проводником.
"Демон поверженный", 1902 г.
"Демоны" Врубеля заслуживают отдельной статьи. Но именно "поверженный " Демон свёл художника с ума. Во время работы над картиной, Врубель часто видел во сне падшего ангела, который каждый раз менял свой облик и разговаривал с ним. Возможно, именно поэтому Михаил Александрович продолжал дописывать картину прямо на выставке, невзирая на удивлённые взгляды посетителей - пытался запечатлеть неуловимый образ. Лицо Демона менялось - оно становилось все страшнее и в то же время печальнее.
Верится, что Князь Мира позировал ему. Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Врубель видел то одну, то другую сторону своего божества, то сразу ту и другую, и в погоне за этим неуловимым он быстро стал продвигаться к пропасти, к которой его толкало увлечение проклятым.
Александр Бенуа, художественный критик, основатель "Мир Искусства"
После публикации произведения Врубель тяжело заболел. Первые симптомы начали проявлять ещё во время работы - художник стал нелюдим, его состояние близкие описывали как "крайне тревожное".
Когда болезнь достигла своего апогея, Михаил Александрович оказался в лечебнице для душевнобольных. Он представлял себя то Николаем II, то Пушкиным, то Иисусом и всюду слышал голоса...
«Женщина дождя», 1996 г.
Эта картина довольно популярна в сети, но информации о ней немного. Малоизвестная художница из Винницы искала вдохновения для своей новой картины, и вдруг почувствовала, что она больше не одна в комнате. Образ женщины не просто пришёл в голову Светлане - по словам художницы, она чувствовала, что кто-то ей помогал и будто водил кистью по холсту. Основная часть работы была сделана в течение 5 часов.
Работа была выставлена в одном из художественных салонов Винницы, и спустя время нашла своего нового владельца. Им оказалась женщина. которая, на свою голову, решила повесить картину в спальне. Спустя время она вернула произведение в салон, объяснив это тем, что с появлением в доме картины возникло ощущение присутствия в доме чего-то потустороннего, а однажды картина буквально сползла со стены на пол. Женщина буквально умоляла забрать картину обратно.
«Пожалуйста, заберите ее. Я не могу спать. Такое впечатление, что в квартире, кроме меня, кто-то есть. Я ее даже со стены сняла, за шкаф спрятала, а все равно не могу».
Второй покупатель произведения сетовал на то, что женщина, изображенная на полотне преследует его во сне. Он не стал умолять о возврате, а просто принёс картину назад.
Третий покупатель, хотя и знал о мистических проявлениях полотна, не воспринял эти истории всерьёз. Лицо дамы показалось ему спокойным и милым, но спустя время мужчину стали мучить головные боли, тревога и беспричинные волнения. Белые глаза "Женщины дождя" не выходили у него из головы, вследствие чего произведение снова вернули обратно.
Мнение самой по поводу этих истории не самое пессимистичное. Она считает, что картина пока просто не нашла своего настоящего хозяина.
«Плачущий мальчик», 1950-е.
По легенде, чтобы заставить маленького сына плакать, художник зажигал перед ним спички - мальчик страшно боялся огня. В порыве ярости ребёнок пожелал отцу, чтобы он сгорел сам. Предсказание сбылось - спустя время мальчик умер от пневмонии сам, а его отец сгорел заживо от пожара в мастерской.
Суеверных любителей баек спешу разочаровать - это лишь легенда. На самом деле, достоверных сведений о семье Бруно Амадио нет, однако то, что он умер не от пожара, а от рака пищевода, известно точно.
Изображение плачущих детей было своеобразной "фишкой" художника, и хотя его за это и называли чуть ли не самим дьяволом, картины хорошо продавались🤷♂️. По разным сведениям, художник нарисовал около 65 картин с изображением плачущих детей. Массово расходились не только оригиналы, но и репродукции произведений.
Собственно говоря, репродукции и вызвали мистический ажиотаж. Британская газета « The Sun» опубликовала скандальную статью, в которой пострадавшая от пожара семья рассказывала о том, что пламя, забравшее их дом, не тронуло репродукцию "Плачущего мальчика".
Вскоре на редакцию посыпались письма с похожими сообщениями. Кто-то писал, что репродукция пролежала в костре больше часа, но оказалась неповреждённой. Некоторые читатели рассказывал о череде несчастий, которые настигали их с покупкой картины. Подогрел интерес и комментарий пожарного Алана Уилкинсона, который подтвердил, что на месте пожаров часто находят уцелевшие копии репродукций, хоть и подметил, что причины возгорания имеют вполне объяснимые причины.
Объяснение у этого феномена вполне правдоподобное - репродукции печатались на очень плотной и качественной бумаге, которую действительно было сложно поджечь. Кроме того, тираж был настолько большой, что картины действительно могли оказываться в пучине пожара случайно.
«Поклонение волхвов», 1564 г.
Мистика картины Питера Брейгеля Старшего заключается не столько в сюжете, сколько в истории написания полотна. Чтобы написать Мадонну, Брейгель попросил позировать свою бесплодную кузину. Произведение перепродавали четыре раза, и каждый раз болезнь натурщицы переходила на семью владельцев.
К слову, атмосфера у картины действительно не самая жизнерадостная. Брейгель отступает от канонов и изображает сцену поклонения младенцу не вдохновляющей и жизнерадостной, а скорее печальной и потерянной в бытовой суете. Так религиозная сцена, которая должна была вдохновлять и вызывать благоговение, превратилась в жанровую сценку. Так что появление подобной легенды вполне логично - эта картина не могла принести удачу благоверному католику.