Продолжаю собирать в шкафчик умное и страшное кино. На этот раз – пара фильмов о семье и рождении ребенка, от которого ждут слишком многого. Оба фильма сделали авторы, ранее не снимавшие хоррор.
«Мама!» Арт-хоррор с приветом Полански и Гринуэю
По моим меркам, фильм «Мама!» (2017) – 9 звездочек. Конечно, далеко не чистый хоррор, но элементы жанра во всей красе. Пожалуй, это был наиболее яркий эксперимент с арт-хоррором после «Неонового демона» (2016). Кстати недавно на эту полочку положили еще один фильм – «Спасительница» («Святая Мод»), о нем я писал в предыдущей подборке.
Режиссер Даррен Аронофски – отличный панк. Так по треш-угару соединить стилистику Романа Полански, ужастиков про секты, фильмов типа «Незнакомцы», бесшабашный пересказ христианской мифологии и стебалово над искусством, уличными протестами революциями, творческим процессом и культом Автора не каждому дано.
Многие могли на такую тему снять претенциозную пошлятину. Особенно, если учесть, что по таким темам уже проходились раньше, тот же Питер Гринуэй в фильме «Дитя Макона» (для картины Аронофски это главный референс). Но Аронофски выкатил коляску. Как-то у него это все мило, задорно и беззастенчиво получается. Столько мест по фильму, где можно с треском киксануть и быть зафуканным, а он дает еще больше панка и как-то все время выкручивается.
«Мама!» – очередная программная работа Аронофски про упоротость (на этот раз ее разновидностей на экране очень много), он всегда снимает про нездоровый фанатизм и одержимость, автор одной фишки, по сути. Этого достаточно, если фишка яркая, умная и годная для развития темы. Полезное дело, а то слишком упертых вокруг изрядное количество, даже среди любителей фильмов Аронофски.
В контексте фильма самоиронично тогда выглядел роман типа Творца Аронофски с очередной молодой Музой в виде Дженифер Лоуренс, которая достаточно сурова в общественно-политических взглядах. Взять хотя бы ее бойкот российской прессы на премьере фильма.
«Все ради Джексона». Из Канады с любовью
Под бездарным адаптированным названием «Реинкарнация: Пришествие дьявола» скрывается один из самых стильных, надсадных и печальных ужастиков 2020 года – «Все ради Джексона» (Anything for Jackson).
Пожилая пара заманивает в свой дом беременную, чтобы с помощью ритуала из древней книги вселить в плод душу своего внука, который бродит по дому как призрак и никаких претензий, кстати, не выставляет. Что-то идет не так, и дом наполняется неконтролируемой нечистью.
В фильме словно встретились Полански, Кроненберг, Демиан Рунья и Брайан Бертино. Хоррор очень психологичный и телесный. Призраки не используют компьютер, не пытаются пугать, как часто бывает. Они просто делают то, что могут и должны, и от этого жути гораздо больше.
И, да. В части показа инфернального через до боли затянутые семейные узы это кино действительно близкий родственник картины Ари Астера. Которая тоже не «Реинкарнация», а по-семейному «Потомственный». Родственность тут, конечно, духовная, сюжетного сходства нет.
Во многом фильм делают актеры. На уровне фестивальной драмы играет 65-летняя Шейла Маккарти. Не уступает и ее ровесник Джулиан Ричингс. Актер с запоминающейся внешностью выглядит очень знакомо. Начиная с хорроров 1997 года «Мутанты» и «Куб», он неравнодушен к жанру. В 2003 году, например, он играл Трехпалого в «Поворот не туда».
Стоило работать четверть века, чтобы дойти до возвышенной роли в Anything for Jackson. Ричингс тут выглядит настоящим классиком. Не исключено, что его антигерой растрогает вас до слез.
Джастин Дж. Дик ранее не снимал ничего типа хоррора или триллера. «Тихое Рождество», «Свадьба на Рождество», «Рождество с принцем»... У него 12 мелодрам и комедий только с названием про Рождество! Плюс – детское кино. Как же занесло в хоррор? Не знаю, но это счастливое решение. Возможно, именно многолетний опыт работы в кино о семейных ценностях помог Дику вдохнуть живую душу в этот фильм.
Самые эффектные и умные авторские фильмы ужасов 21 века (часть 13)
Самые умные и сильные авторские фильмы ужасов 21 века (часть 12)
Самые умные и сильные авторские фильмы ужасов 21 века (часть 11) часть 10 / часть 9 / часть 8 / часть 7 / часть 6 /
часть 5 / часть 4 / часть 3 / часть 2 / часть 1 /