Найти в Дзене

Винтовка дает власть. Но сначала кто-то должен умереть. Хотя никто и не хочет.

Весной 1966 г. на экраны страны вышел фильм Литовской киностудии "Никто не хотел умирать". Автором сценария и режиссером фильма был Витатутас Жалакявичус. Фильм стал событием в советском кинематографе. Впервые фильм национальной киностудии получил такую известность в стране и за рубежом. Этот фильм дал старт всесоюзной известности целой плеяды литовских актеров - Д. Банионису, Р. Адомайтису, Ю. Будрайтису, А. Масюлису, Б. Бабкаускасу, Л. Норейке, В. Томкусу. Они на долгие годы стали основными исполнителями ролей "иностранцев", советских разведчиков, гитлеровских эсэсовцев в отечественном кинематографе. Кроме них в фильме играли эстонец Бруно Оя и актриса из Латвии Вия Артмане. Они уже были известны советскому зрителю, особенно Вия Артмане. Фильм собрал множество кинематографических премий, был признан лучшим советским фильмом 1966 года, получил Государственную премию СССР. 1947 г. В глухой литовской деревне литовские националисты,"лесные братья", ведущие партизанскую войну с советск

Весной 1966 г. на экраны страны вышел фильм Литовской киностудии "Никто не хотел умирать". Автором сценария и режиссером фильма был Витатутас Жалакявичус. Фильм стал событием в советском кинематографе. Впервые фильм национальной киностудии получил такую известность в стране и за рубежом. Этот фильм дал старт всесоюзной известности целой плеяды литовских актеров - Д. Банионису, Р. Адомайтису, Ю. Будрайтису, А. Масюлису, Б. Бабкаускасу, Л. Норейке, В. Томкусу. Они на долгие годы стали основными исполнителями ролей "иностранцев", советских разведчиков, гитлеровских эсэсовцев в отечественном кинематографе.

Кроме них в фильме играли эстонец Бруно Оя и актриса из Латвии Вия Артмане. Они уже были известны советскому зрителю, особенно Вия Артмане.

Фильм собрал множество кинематографических премий, был признан лучшим советским фильмом 1966 года, получил Государственную премию СССР.

1947 г. В глухой литовской деревне литовские националисты,"лесные братья", ведущие партизанскую войну с советскими властями, убивают председателя сельсовета. Это уже пятый председатель сельсовета, убитый с начала года. Простые крестьяне бандитами морально затерроризированы, им угрожают расправой, если будут работать на Советы. Первоначально фильм и должен был называться "Террор".

Тема фильма - послевоенная вооруженная партизанская борьба националистов против Советской власти в Прибалтике, на Украине и Белоруссии, очень редко затрагивалась в нашем кино. Фильмы по этой тематике можно пересчитать на тот период по пальцам.

И Жалакявичус прошел буквально по очень тонкой грани, чтобы снять фильм на эту тему, и чтобы он еще и вышел в прокат. Он не стал вдаваться в вопросы идеологии - кто прав, кто виноват. Он снял классический вестерн, где хорошие парни борются с плохими парнями. Где четверо сыновей убитого председателя сельсовета собираются из разных мест вместе и приезжают в родную деревню отомстить за отца. А заодно и защитить простых крестьян от бандитов. Никакой политики, никакой классовой борьбы. Только месть и защита бедных крестьян от бандитского террора "лесных братьев", которые тоже неизвестно с какой, кроме бандитской, целью борются с Советской властью.

Фильм снят в стилистике лучших западных образцов вестерна. Недавно в СССР с огромным успехом прошли американская "Великолепная семерка" и японский "Семь самураев". Фильмы собрали огромную кассу. И потому вестернам в СССР был дан "зеленый свет". Хотя первый советский вестерн был снят еще в 1957 г. - "Огненные версты". И вот под впечатлением "Великолепной семерки" на "Мосфильме" были сняты "Неуловимые мстители", а "Семь самураев" вдохновили Жалакявичуса на "Никто не хотел умирать.

И до сих пор и "Неуловимые" и "Никто не хотел умирать" непревзойденные образцы советского вестерна или, как им придумали обозначение - "истерны".

Четверо братьев Локисов, в переводе локис" означает "медведь" - очень колоритные личности. Друг на друга не похожи. со своими характерами.

Бруно Оя, старший брат Бронюс. Лейтенант Советской Армии, фронтовик, бивший немцев в Курляндском котле. Это в переводе на американский будет шериф. Могучий, как медведь, спокойный и уверенный красавец. Даже не буду его сравнивать с Джоном Уэйном. Мелковат этот американец перед нашим "шерифом" эстонского происхождения. Харизма не та. А у нашего еще та. Бруно Оя за эту роль получил Государственную премию СССР. Он даже не профессиональный актер, он музыкант и эстрадный певец.

-2

Второй брат - резкий, наглый, веселый Донатас. Тоже бывший солдат Советской Армии. Это роль открыла для советского зрителя литовского театрального актера Регимантаса Адомайтиса. Через год он сыграет героя революции, легендарного Сергея Лазо в одноименном молдавском фильме. И после этой роли его знал уже каждый советский мальчишка.

И еще два брата. Микас, учитель сельской школы, в исполнении А. Масюлиса, и самый младший Йонас, он живет в деревне с отцом и матерью.

Собрал самый младший Иойнас своих братьев - Бронюса из госпиталя. Донатаса со стройки моста, Микаса из сельской школы. Надо в родной деревне власть восстанавливать. Без власти нельзя. Но все деревенские мужики боятся идти председателем сельсовета. Их уже за одно то, что они пашут землю, сеют хлеб, который сдают Советам по заготовкам, бандиты грозятся убить. А кто же их защитит?

И председателем сельсовета братья ставят бывшего бандита, год назад вышедшего из леса, сына глухонемого сельского сапожника Вайткуса, местного сельского люмпена. Он вначале отказывался, но горячий Донатас дал ему пару раз под дых и по морде, и за шкирку притащил в сельсовет. Вот так тогда назначали начальником.

Вайткуса играет Донатас Банионис.
Вайткуса играет Донатас Банионис.

И оказалось, что опустившийся сельский люмпен Вайткус всю жизнь мечтал почувствовать себя человеком. И с удовольствием он стал работать председателем сельсовета. А ведь Вайткус очень трагическая фигура. Односельчане ему не доверяют, как бывшему бандиту, считают, что бывших бандитов не бывает. Бандиты из леса, считают его своим и рады, что их человек у власти.

А Советской власти в лице братьев Локисов и секретаря райкома на него наплевать. Будет добросовестно работать - убьют бандиты, будет помогать бандитам - убьют Локисы. А Донатас дал Вайткусу три дня, чтобы нашел кто убил отца. И Донатас шутить не будет.

Основная идея фильма - простому литовскому крестьянину все равно чья власть - красных или белых. Для него та власть лучшая, которая ему обеспечит спокойную жизнь.

Это простой крестьянин Марцинкус в исполнении Бронюса Бабкаускаса.
Это простой крестьянин Марцинкус в исполнении Бронюса Бабкаускаса.

Один из важнейших образов. Он как пахал землю и при буржуазном правительстве, и при Советах, и при немецких оккупантах, и опять при Советах, так и пашет. Его дело растить хлеб. Если националисты убивают людей, угрожают крестьянам расправой за сотрудничество с властями, то для него они просто бандиты.

"Что же мне делать? Бандиты грозятся убить, если на вас работать буду?",- спрашивает Марцинкус Бронюса. А тот отвечает:" А что хочешь то и делай. Боишься - сиди дома". "А ты мне хлеба дашь",- "Не дам. А вот винтовку дам."

"Да наклал я на вашу винтовку," - " А кроме винтовок у нас ничего нет."
"Да наклал я на вашу винтовку," - " А кроме винтовок у нас ничего нет."

Да, нету у советской власти возможности приставить к каждому крестьянину по милиционеру для защиты от бандитов. Но у нее есть винтовки. А "винтовка рождает власть". Винтовка без власти - просто железка, а власть без винтовки - пустой звук.

Это сейчас т.н. "политтехнологи" управляемой демократии утверждают, что власть рождает "всенародное волеизъявление" в форме голосования «электората» на выборах. Только вот сначала до этого "волеизлияния" надо дожить, создать условия для п его осуществления. Никто просто так власть никакому "электорату" не отдаст. Потому и прав Председатель Мао, которому и принадлежит эта знаменитая цитата:

Каждый коммунист должен усвоить ту истину, что «винтовка рождает власть». Наш принцип — партия командует винтовкой; совершенно недопустимо, чтобы винтовка командовала партией

Советская власть имеет и винтовки, и партию, которая знает против кого и зачем эти винтовки применить. А вот для чего применяют винтовки литовские националисты, "лесные братья", занимающиеся террором мирного литовского населения.

Это встреча двух главарей противоборствующих группировок. С одной стороны коммунист Бронюс, а с другой главарь бандитов, сельский корчмарь "святой Юозапас". Бронюс не знает, что корчмарь главарь бандитов по кличке Домовой. Домового играет Л. Норейка.
Это встреча двух главарей противоборствующих группировок. С одной стороны коммунист Бронюс, а с другой главарь бандитов, сельский корчмарь "святой Юозапас". Бронюс не знает, что корчмарь главарь бандитов по кличке Домовой. Домового играет Л. Норейка.

И выясняется, что никакой особой цели у главаря бандитов нет. Советскую власть Гитлер пытался свергнуть, и то не смог. А что может сделать маленькая банда "лесных братьев". Обречены бандиты на поражение, но другого пути просто не видят. Хотя надеются, что люди о них будут песни сочинять. Только грустные это будут песни, слишком уж кровавые.

А крестьяне все-таки взяли винтовки. Правда, для этого понадобилось, чтобы братья Локисы разгромили часть банды. Вот и убедились крестьяне, что винтовка рождает власть. По крайней мере, эта власть их охранит от бандитов, которые надеются, что в будущем о них будут петь песни, а пока убивают мирное население, таких же литовцев, как и они сами.

В фильме, кстати, нет ни одного русского персонажа. Только литовцы, которые убивают друг друга.

В финале, как и положено в вестерне происходит схватка двух главарей - Бронюса и Домового. Бронюс стреляет первым.

Вот так и закончился идеологический спор между коммунистом и националистом. И разрешила его винтовка, а не "всенародное волеизъявление". И больно Домовому не только от раны, а от своего поражения. Ну, ничего через двадцать лет после выхода фильма они это наверстают, когда власть решит винтовку поменять на "народное волеизъявление". По какой причине - это уже другой вопрос.

Вот такая политическая подкладка оказалась у этого замечательного вестерна. Выдающийся фильм европейского уровня, с очень большим влиянием скандинавского кинематографа. И вполне заслуженно советская кинокритика сразу же причислила его к классике советского кинематографа.

Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.