Недавно читал статью об этом альбоме, которому в 2021 году исполняется сорок лет (черт, вот время-то летит). Многие комментаторы нелестно отзывались о нём, говоря, что далеко Гиллану до Rainbow и Whitesnake. Дело вкуса, но я бы хотел сказать пару слов о неслабой юмористической составляющей диска, играющей важную роль в его правильном восприятии. Гиллан всегда был не прочь пошутить (вспомним хотя бы Anyone's Daughter из альбома Fireball), но в Deep Purple ему особо развернуться не давали. А вот в группе имени себя вокалист мог себе позволить подурачиться от души, в чём ему охотно помогали басист-тяжеловес Джон Маккой и клавишник Колин Таунс. Не отставали от них и гитарист Берни Торме с барабанщиком Миком Андервудом. В общем, весёлая подобралась компания.
Конечно, они там не только хиханьками да хаханьками занимались. Предыдущий альбом, помпезно названный Glory Road (Дорога славы), был не в пример серьёзнее. А тут вдруг проявился британский черный юмор, изрядно приправленный сарказмом, причём не только в текстах песен, но и в оформлении конверта, и даже в аранжировках. Это классно на самом деле, ведь если относиться к рок-музыке слишком серьёзно, быть чересчур "тру", то рискуешь и сам стать смешным в какой-то момент. Так что музыкантам полезно время от времени расслабляться, как это сделали, например, Genesis на своём альбоме A Trick Of The Tail, о котором я уже писал. Но Фил Коллинз и компания прикалывались по-своему, а мрачные хард-рокеры Gillan - по-своему. Посмотрим, что у них получилось.
Известно, что название Future Shock пластинка получила благодаря одноименной книге - бестселлеру Элвина Тоффлера, где говорится о стрессе, который переживает человечество из-за неуклонно возрастающего количества информации, которую требуется усвоить в единицу времени. Этому явлению и дал автор ёмкое имя "Футурошок". На лицевой стороне обложки мы видим участников группы, нарисованных Аланом Дэниэлсом. Видимо, художник изобразил музыкантов именно в тот момент, когда их поразил этот самый шок: в футуристических комбинезонах, со странными предметами в руках, будто перед нами герои знаменитой повести "Пикник на обочине", вышедшие из Зоны с добычей в виде артефактов, оставленных инопланетными пришельцами. Впрочем, они и сами прилетели на аппарате, весьма напоминающем летающую тарелку, так что ещё непонятно, кто тут пришельцы. (Особенно если посмотреть на остроконечные ушки бритоголового Маккоя). Разумеется, без роковых женщин тоже не обошлось: рок-н-ролл же!
Первые две композиции, правда, не настраивают на шутливый лад, являясь вполне традиционным хард-роком. Одноименная с альбомом вещь Future Shock - это краткое изложение концепции Тоффлера, спетое под нервный отрывистый аккомпанемент, вполне соответствующий содержанию. "Твоё будущее находится в твоей голове, надо только выкинуть оттуда плохие мысли. Я попробовал это сделать, и у меня поехала крыша" - повествует Гиллан под музыку, в которую вплетены звуки, напоминающие взрывы. Night Ride Out Of Phoenix (Ночное бегство верхом из Финикса) - это вообще мистический ужастик. Или пародия на таковой? Как бы то ни было, настоящий угар и веселье начинаются с третьей песни The Ballad Of The Lucitania Express (Баллада об экспрессе "Лузитания"). Рассказ о рейсе скоростного поезда Мадрид - Лиссабон ведётся в сумасшедшем темпе, так что сам чувствуешь себя трясущимся в тесном купе, где "шестеро на полках, и ещё двое на полу". Предложение извлечь из-под пончо бутылку и как следует нажраться встречается всеобщим одобрением - ну кто из нас не бухал в поездах да электричках? Раскачав таким образом почтенную публику, мистер Гиллан переходит к главному блюду, гвоздю программы - мини-опере No Laughing In Heaven (В раю не смеются), повествующую об отпетом грешнике, который раскаялся и стал вести праведную жизнь, чтобы попасть в рай. Жариться на сковородке ему не хотелось, но когда мечта сбылась и он оказался на небесах, быстро выяснилось, что там царит смертельная скука, все целыми днями возносят молитвы, и даже завалящие вечеринки запрещены. "Выпустите меня отсюда!" - вопит несчастный и обещает снова стать плохим, чтобы попасть в ад, на что небеса отвечают: "Слишком поздно!" Вокалист то визжит, то рычит, изображая этот трагикомический диалог. На концертах эта вещь пользовалась повышенным успехом, находя отклик в сердцах слушателей, многие из которых узнавали в герое самих себя.
Следующая песня, Sacre Bleu (Боже святый! - возглас удивления по-французски), полна чёрного сарказма, ведь её персонаж был соблазнён прекрасной девушкой, а потом оказался в тюрьме за изнасилование. С горьким недоумением ругает он себя за доверчивость, но ничего не поделаешь, придётся расплачиваться. Ну и завершает первую сторону пластинки убойный рок-н-ролл New Orleans (Новый Орлеан) из репертуара Гэри Ю-Эс Бондса, популярного американского певца начала шестидесятых. Тут угар достигает своего апогея, Гиллан в отличной вокальной форме, а молотьба Колина Таунса по клавишам фортепиано создаёт атмосферу дурдома и бедлама, отчего возникает непреодолимое желание дико плясать, крича во весь голос. Уф. В моём уже неюном возрасте это трудновато, чёрт возьми.
К сожалению, на вторую сторону запала не хватило, и на ней представлен не столь яркий материал. Юмор пропал, драйв ослаб, о мелодиях лучше промолчать. Что акустическую балладу If I Sing Softly (Если я спою тебе нежно), что хард-роковые боевики Bite The Bullet (Прикуси пулю) и Don't Want The Truth (Не хочу знать правду) можно охарактеризовать словом "неплохие", но не более того. Кто-то назовёт их посредственными, и возразить будет трудно. Очарование присутствует лишь в последней композиции альбома For Your Dreams (За твои мечты), это действительно чудесная лирика.
Несмотря на эту ложку дёгтя, Гиллан есть Гиллан, а безбашенная первая сторона искупает все мелкие недостатки альбома. Который, хоть его и трудно назвать великим, всё же слушается на ура и сейчас, в сорокалетнем возрасте, когда многие его ровесники канули в Лету или утратили актуальность. Во всяком случае, Шок будущего ему точно не повредил.