Найти тему
Фиолетовые миры

Почему фильм "Страшные сказки" 2015 - не для всех. Разбор структуры сюжета

Оглавление

Il racconto dei racconti - Tale of Tales

Жанр: фентези | драма | ужасы

Нам очень нравится этот фильм. На Кинопоиске он имеет рейтинг 6,4, и по чисто нашему субъективному мнению недооценен.

Так что, давайте разберемся с точки зрения структуры сюжета, почему он не зашел зрителям в той степени, в которой того заслуживает.

Кадр из фильма "Страшные сказки"
Кадр из фильма "Страшные сказки"

Вначале кратко вспомним все 3 линии происходящего:

1) Долина Туманов

Кадр из фильма "Страшные сказки"
Кадр из фильма "Страшные сказки"

Жена короля мечтает о ребенке. Король убивает чудовище, сердце которого может участвовать в волшебном зелье, которое поможет королеве, но сам умирает. Королева делает зелье вместе со служанкой.

Через какое-то время они обе рожают, и их сыновья похожи, как близнецы. Также они очень стремятся в общество друг друга. Королева этим недовольна. Она превращается в чудовище, чтоб напасть на второго близнеца, но ее собственный сын убивает ее в этом обличии.

2) Дикие горы

Кадр из фильма "Страшные сказки"
Кадр из фильма "Страшные сказки"

Король Диких гор мало занимается воспитанием дочери. Он увлечен выращиванием блохи. Когда она достигает размеров гигантской собаки, то вскоре умирает.

Вынужденный наконец заняться будущим своей дочери, отец придумывает испытание для женихов - вывешивает шкуру умершей блохи и предлагает определить женихов, чья она. Это умудряется сделать только людоед. В итоге он забирает дочь к себе в пещеру в скалах. Дочери чудом удается выбраться, ей помогает семья акробатов, но людоед их всех убивает.

Дочь все-таки убивает людоеда, возвращается в королевский дворец, где отец раскаивается, а ее коронуют.

3) Одинокий Утес

Кадр из фильма "Страшные сказки"
Кадр из фильма "Страшные сказки"

Мы наблюдаем двух сестер-старух - Дору и Имму. Одна из них поет периодически, и король, падкий на красивых дев, завороженный ее пением, приходит к дому сестер, моля красавице выйти к нему. Дора соглашается переспать с королем, но в темноте. На утро король обнаруживает, что спал со старухой и выкидывает ее из окна.

Она выживает, и случайная колдунья в лесу спасает ее, делая молодой и красивой. Вновь король видит Дору, и решает женится на красотке. Ее сестра Имма приходит во дворец и проговаривается о своем родстве. Король ее вышвыривает. Вскоре сама Дора понимает, что лишается своей молодости и бежит из королевского дворца.

Разберем структуру сюжета

Все ли шаги развития истории присутствуют?

Да. Но ситуация осложняется тем, что фильм - это сборник нескольких историй, между которыми скачет наше внимание. Пожалуй, у каждой истории присутствует начало, завязка, развитие, кульминация, но эти линии между собой не связаны, и из-за этого возникает путаница.

Можно ли выделить главного героя в сюжете?

Да. В каждой сюжетной линии свой главный герой. В "Долине Туманов" это королева. В "Дикий горах" - дочь короля. В "Одиноком Утесе" - две сестры-старухи (их устремления в целом одинаковы, поэтому можно считать за одного персонажа).

Присутствует ли конфликт в сюжете?

Да. В первой истории королева и ее непомерные желания против законов Вселенной, выраженных в истории правилом, что у всего есть своя цена.

Королева, несмотря на бесплодие, хотела сына, потом она хотела, чтобы он был уникальным и принадлежал только ей. Поскольку в ее реальности магия была возможно, ей удалось добиться исполнения несоизмеримо амбициозных для себя желаний, но в итоге она поплатилась жизнью мужа и своей жизнью.

Во второй истории дочь ждет адекватного внимания отца к себе, и ее естественное желание вступает в конфликт с вниманием отца, направленным на какой-то бред, откровенно говоря :)

Кадр из фильма "Страшные сказки"
Кадр из фильма "Страшные сказки"

В третьей истории мы имеем фанатичное желание женщин (да и мужчины бы этого хотели) быть всегда молодыми и красивыми, которое идет вразрез в законами природы - все рано или поздно стареют.

Идея, мораль, посыл

В трех историях все это определенно есть.

Мораль первой и третьей сюжетной линии: "у всего есть своя цена" или "следи, чтобы твои желания были реалистичными".

Мораль второй линии определить сложнее. Мы сделали вывод, что главный герой там - дочь, т.к. именно о ней большая часть экранного времени в этой линии. Если это так, то как персонаж она довольно пассивна: много терпела, выживала, и в итоге была вознаграждена извинениями отца. Мы не видим, чтобы она сделала для себя какие-то выводы, например "больше не буду так отчаянно нуждаться в отцовской заботе" или "больше не буду слушаться безумного отца".

Но если предположить, что главный герой — отец, то он как раз изменился и раскаялся. И будет мораль та же, что и в остальных сказках - "у всего есть своя цена". Король хотел думать о вздорных вещах и поплатился судьбой дочери, но даже в этом случае здесь существует проблема с концовкой — если бы дочь получила необратимые увечья и проблемы, мораль считывалась бы лучше.

Поэтому, если вырезать коронацию дочери из концовки, то сюжет этой линии только выиграет.

Кадр из фильма "Страшные сказки"
Кадр из фильма "Страшные сказки"

Если со структурой фильма, в целом, все классно, то в чем все-таки проблема фильма?

Его "неформальность" и "непопсовость" мы оцениваем очень субъективно - в нашем окружении нет никого, кто был бы в восторге от этого фильма, что не может не вызывать вопросы. Большинство его либо не смотрело, а те, кто смотрел — не выказывали бурной реакции. Под фильмом можно встретить такие комментарии, как "Хрень, ничего не понял")

Кадр из фильма "Страшные сказки"
Кадр из фильма "Страшные сказки"

Фильм снят "на уровне", то есть музыка, спецэффекты, костюмы, актерская игра, цветокоррекция, монтаж превосходны. Поэтому делаем вывод, что причины относительной неудачи лежат в структуре сценария.

И этих причин две:

  • Решение соединить в сюжете три сюжетные линии было не самым удачным для режиссера (или сценариста). Это вносит путаницу и делает ощущение от фильма странным и артхаусным, не смотря на то, что каждая линия сама по себе вполне канонична в плане структуры.
  • Кто главный герой в каждой истории - считывается с трудом. При внимательном взгляде мы можем это определить безошибочно, но распределение экранного времени для каждого персонажа не соответствует статусу персонажей: мы следим за переживаниями и изменениями главных героев меньше, чем могли бы, и дается больше внимания второстепенным героям, что опять же может вносить сумятицу во впечатление.
Кадр из фильма "Страшные сказки"
Кадр из фильма "Страшные сказки"

Вот, казалось бы, из-за всего лишь двух причин, фильм вышел своеобразным, и не попал в разные топы. Из-за этого под ним пишут комментарии вида "понравится тем, кто устал от штампованных голливудских комиксов".

Можно тихонечко сделать выводы для всех, кто занимается собственным творчеством: насколько значимым для успеха бывает сюжет, а не только визуал или идея.

_____________________________________________________________

*Делитесь этой статьей с теми, кому нравятся подобные фильмы; пишите, нравится ли вам эта история? Помогла ли статья лучше понять структуру сюжета? Согласны ли вы, что этот фильм заслуживает более высокую оценку?

И подписываетесь. На этом канале будут выходить другие подборки фильмов в жанре мистика, фантастика, комедия, драма, рецензии, обзоры книг, а также наши собственные истории подобного формата.

Наши рассказы вы можете найти здесь.