Творчество Артура Феллига (Arthur Fellig), более известного под псевдонимом Виджи (Weegee), необычайно тем, что ещё при жизни фотографа оно пользовалось одинаковым успехом у популярных СМИ и в авторитетных художественных кругах. Ему удавалось создать эмоциональную связь между зрителем и персонажами своих снимков, мастерски улавливая наиболее значимый момент для съёмки кадра.
Виджи родился в 1899 году в городе Золочев, Австро-Венгрия (ныне Львовская область, Украина). В 1910 году эмигрировал с семьёй в США, где родное имя Ашер сменил на Артур. Работать начал с 14 лет. Стал ассистентом коммерческого фотографа в Нижнем Манхэттене, имея опыт работы посудомойщиком и помощником официанта. Фотосъёмке нигде не обучался, только на практике.
В 1935 году Артур Феллиг уже работал внештатным фотокорреспондентом, много снимал для различных газет. Словно по волшебству он оказывался на месте происшествий раньше своих коллег, а иногда опережал даже полицию. Некоторые считали это везением и магией, но в действительности в 1938 году Виджи стал первым гражданским лицом, которому разрешили использовать коротковолновой радиоприёмник полицейского диапазона. Сотрудничая с отделением, он прослушивал обмен сообщениями и оперативно приезжал к месту пожара, убийства и прочих происшествий, делая кадры для «горячих» новостей. В 1941 году прошла его первая персональная выставка «Виджи: убийство – мой бизнес ». А в 1945 году Феллиг выпустил свою первую фотокнигу – «Обнажённый город ». Она имела большой коммерческий успех и вдохновила Жюля Дассена на съёмку одноимённого фильма. Следующими его публикациями стали альбомы «Люди Виджи » (1946) и «Обнажённый Голливуд » (1953).
Для меня фотографии, как блинчики. Я должен заполучить их, пока они горячие, – говорил Виджи.
Много документальных снимков Феллиг снял о жизни в ночном Нью-Йорке в эпоху Великой депрессии и в период сухого закона. А после переезда в Голливуд в 1947 году фотограф создал серию «искажённых» портретов знаменитостей и политических деятелей. Для их съёмки он экспериментировал с разнообразными оптическими насадками на объектив. В 1952 году он вернулся в Нью-Йорк, где читал лекции и писал о фотографии до самой смерти. Умер в 1968 году.
Когда вы начнёте чувствовать связь между собой и фотографируемыми людьми, когда будете смеяться и плакать их смехом и их слезами, знайте, вы на правильном пути, – Виджи.
В 1957 году самочувствие Артура ухудшилось, ему был диагностирован диабет. Последние 11 лет жизни верным спутником для фотографа стала Вильма Уилкокс. Именно она бережно сохранила его огромный фотоархив.
До самой смерти Феллиг вел активную профессиональную жизнь. Он сотрудничал со Стенли Кубриком, был штатным фотографом на съемках антимилитаристической сатиры "Доктор Стрейнджлав, или как я перестал бояться и полюбил бомбу".
Артур путешествовал по Европе и СССР, читал лекции, проводил выставки, продолжал снимать репортажи для лучших американских и европейских газет. В этот период была написана автобиография "Виджи о Виджи".
В 69 лет в Нью-Йорке Виджи скончался. Его работы стали отражением эпохи и классикой криминальной фотожурналистики. Снимки Виджи наполнены жизнью большого города, где каждый прохожий с упоением смотрит даже на самое ужасающее событие. Часто зевакам Феллиг уделял больше внимания в кадре, чем самому событию. Неистовое любопытство вперемешку со страхом и радостью, что это случилось не со мной, - вот идея таких снимков. Обнаженный город - эта квинтэссенция пороков, грехов, свойственных человеку, людям Виджи, всем людям.
Сейчас фотографии Артура Феллига находятся в музеях, как достояние Америки. По мотивам биографии Виджи снят художественный фильм.