Отличительной чертой предмета философии является так называемый основной вопрос философии, отношение к которому даже среди профессиональных философов, не говоря уже о представителях других научных направлений, мягко говоря, неоднозначно. Что касается «других», это не удивительно и вполне объяснимо: его нет в предметной области этих наук.<...>
После того, как была четко сформулирована сократовская рефлексия «познай самого себя», и человек «раздвоился» на субъект и объект познавательной деятельности, возникла необходимость включения человеческой личности в качестве отдельной составляющей в то самое мироздание, которое интересовало философию под именем «мира в целом». Можно было бы считать это включение окончательным оформлением научно-философских воззрений на мир, сложившихся в середине V – IV вв. до н.э. в древнегреческой философии. Но продолжающиеся структурные преобразования в мировоззренческих взглядах не позволяют это сделать и в наше время, через два с половиной тысячелетия.
Весьма показательна в этом отношении история становления основного вопроса философии (в дальнейшем — ОВФ) в том виде, как мы его знаем сейчас, в формулировке Ф. Энгельса, данной в конце 80-х гг. ХIХ века, уже после смерти К. Маркса. Вопрос этот в неявной форме начал складываться и проявлять себя в самом начале истории философии, так что можно было бы сказать: он родился вместе с философией и играл свою роль на всех сколько-нибудь значимых этапах ее истории. Главное свидетельство тому — довольно четкое и принципиальное деление всех философских школ и учений на два глобальных направления: материализм и идеализм . Другая хронология ОВФ состоит в том, что первые четкие обоснования и внятная формулировка этого вопроса были даны только в конце Х I Х века Ф. Энгельсом в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».
Этот вклад в теорию и историю философии на наш взгляд не был зафиксирован как фундаментально значимый и недооценен до сих пор. Поэтому нет полной ясности и в том, какое влияние оказал или мог оказать этот шаг на решение проблем философского познания нашего времени. До Энгельса ОВФ в неявной форме диктовал основное направление и детерминировал основное содержание философского развития (потому и был назван впоследствии основным), т.е. представлял собой «ось» (еще никем не открытую), вокруг которой вращалась вся философская проблематика. После Энгельса эта «ось» стала почти визуально осязаемой, наглядной, и потому центральной проблемой.
Энгельс, как Коперник или гоголевский персонаж Вий, увидел то, что не было видно другим людям, и выразил это свое видение в четкой формулировке ОВФ, сразу же назвав его «великим основным», подчеркнув тем самым его особую значимость для философии. И. Кант, Г.В. Гегель и Л. Фейербах по-разному и с разных сторон подходили к этому, но решающий шаг сделал все же Ф. Энгельс. Для этого ему нужно было понять то, что осталось неясным и потому недопонятым его предшественниками. Странно, но в какой-то степени это недопонимание остается до сих пор.
Речь, конечно же, идет о взглядах на мироздание с точки зрения его основных составляющих, взятых в определенной, принципиальной взаимосвязи и соотношении друг с другом. Поскольку такими составляющими были материя, дух и человек, то связь между ними стала той системой, которая формировала всю целостность мироздания, причем в различных ее вариантах. Человек при этом, в зависимости от варианта решения основного вопроса, занимал принципиально различное положение и играл совершенно разную роль в доме, где он жил. Дом этот именовался Вселенной, под которой подразумевалось вместилище, куда вселился и живет человек. Но в каком качестве?
Ответ на этот вопрос будет различен, ибо различным является толкование противоположностей, составляющих содержание ОВФ, и соотношения между ними. «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии, — пишет Ф. Энгельс, — есть вопрос об отношении мышления к бытию, о том, что является первичным: дух или природа, — этот вопрос, игравший, впрочем, большую роль и в средневековой схоластике, вопреки церкви принял более острую форму: создан ли мир богом или он существует от века?»[1] .
Человека, как такового, в формулировке ОВФ, данной Ф. Энгельсом, нет. Но он присутствует в самом вопросе как источник мышления, как носитель духа. Но таким же носителем является и бог. Более того, если он существует, то является воплощением идеального, чисто духовного начала всего существующего. А природа, материальный мир — его создание и продукт творчества. Кто же из них правит миром, т.е. является, по сути, «хозяином в доме»? Если дух первичен, то — бог; если дух вторичен, — то человек, обладающий разумом.
Реальная духовность человека вторична, а материальность мира — первична. Или наоборот: мифическая духовность бога первична, и тогда материальный мир вторичен. Но такая вторичность делается мифической. Иными словами, если бог онтологизируется, то природа в той же степени идеализируется и мифологизируется, как это происходит у Гегеля.
В любом случае проблематика, очерчиваемая ОВФ, охватывает мир в целом, а решение ОВФ двумя альтернативными способами дает две альтернативные картины мироздания, а именно: либо материалистическую, либо идеалистическую. Обитателями и хозяевами этих миров становятся носители духовного начала, это либо человек, либо бог.
(отрывок из книги В.И. Пернацкого "Зеркало и эхо Вселенной: теория бытия, пространство и время в философском материализме". М.: А-проджект, 2015)
Контент создан издательством «А-проджект». При использовании ссылка на первоисточник обязательна.