- 17 -
Продолжение 2-ой главы Эссе
Кража «Джоконды» из Лувра 21.08.1911
Мы не так наивны, чтобы поверить набившим оскомину россказням об итальянце Винченцо Перуджи, стекольщике, совершившим в одиночку кражу из Лувра картины «Джоконда» 21 августа 1911 года. Хотя бы потому, что одному обычному человеку ростом 160 см непосильно снять без шума с 4- х вбитых в стену штырей, тяжеленную «Джоконду», написанную на деревянном планшете и обрамлённую в солидную деревянную раму с толстым стеклом, общим весом 60-70 кг. (Крепкие металлические несущие крепёжные штыри говорят, что конструкция была не лёгкой). Потом, также бесшумно перенести габаритную поклажу ( размером примерно 90 см на 65 см) к служебному выходу в конце длиннющего коридора, где отделить планшет от рамы и спрятать её под лестницу. А затем беспечно на виду у прохожих отнести картину к себе в Hostel на острове Сите.
Желание быть причастными любой ценой к Великому, стало для отдельных авторов важнее элементарного анализа того, что непосредственно связано с кражей шедевра. И беспардонно «порят отсебятину». Так, некоторые авторы, не уточнив для себя, что «Джоконда» выполнена на деревянном планшете из тополя, поведали читателям, что вор вынес из Лувра картину «Джоконда», «обмотав свой торс холстом».
Профессор А.Зиничев, доверившись помощникам-студентам, в своей статье «Портрет Моны Лизы, его судьба и тайны» сообщил, что Перуджа летом 1911 года украл из Лувра портрет Лизы на холсте и, перегнув его несколько раз в прямоугольник, вынес из Лувра под халатом. Надо ли повторить, что портрет «мона Лиза» на холсте никогда не был в Лувре. Он продан сёстрами Салаи в 1525 году и объявился в Англии в 1913 году и существует в настоящее время под именем Айслвордская «Мона Лиза». Со слов профессора, Перуджа принёс картину в много этажный дом для итальянских гастербайтеров, где он снимал комнату, и хранил 2,5 года на чердаке в куче мусора. Можно себе представить, как в таких условиях хранения выглядел бы портрет на момент привоза его в Италию в 1913 году. Скорее всего, в указанном месте портрета вообще не было.
Другой автор-фантазёр «совсем с глузду съехал», написал, что совершив кражу, Перуджа принёс картину в свою комнату в Hostel , поставил за плиту, где прибывшая полиция её нашла , а бедолагу Перуджа арестовала. В таком случае вор должен быть осужден во Франции, а не в Италии, как было на самом деле.
Даже в жутком сне не приснится, что человек может принести в свою квартиру достаточно габаритный портрет « Джоконды», украденный с целью вернуть в Италию, положить под матрас и безмятежно спать на нём 2,5 года. Избавиться в первую очередь от улики – классика жанра, если не хочешь звенеть кандалами. Зачем, спрашивается, ждать 2,5 года? Шум утих - вези в Италию. С описанием рядом авторов этой кражи много неувязок
.
- 18 -.
Наша версия кражи шедевр
У нас нет сомнений, что кража портрета «Джоконда» в ночь с 20 на 21 августа 1911 года была тщательно спланирована опытны мошенником, осуществлена стекольщиком Лувра Винченцо Перуджа на начальном этапе с подельником. В последующем были задействованы высоко квалифицированные художники-портретисты для изготовления качественных копий с целью их нелегальной продажи теневым богатеям и коллекционерам.
В 1932 году американский журналист Карл Декер опубликовал интервью с аргентинцем Эдурдо де Вальфьерно назвавшимся маркизом. Но маркиз был явно липовый . К статье приложены две фотографии – в фас и профиль, что говорит о конфликте «маркиза» с законом. Он поведал журналисту, что в 1910 году у него родилась идея украсть из Лувра стоящую картину, наделать дублей и продать их в розницу под видом украденной.
Для реализации своего плана «маркиз» нашёл среди работников Лувра человека с криминальным прошлым – «рыбак рыбака, видит издалека» и задействовал его в операции втёмную. Это был итальянец Винченцо Перуджа (1881-1925), сезонный работник, занимающийся остеклением рам картин, экспонируемых в музее. «Маркиз» ввёл недалёкому итальянцу в уши, что если взять из Лувра стоящую картину, вывезенную Наполеоном Бонапартом из Италии в 1797 году ( со слов «маркиза») и вернуть на родину, то такого человека ожидает крупная денежная премия и слава патриота своей страны. Простак Перуджа не знал истории и на это «повёлся». Касаясь деталей операции «маркиз» сказал, что даст подельника, с которым они «уведут» картину из Лувра, который сразу, чтобы не пало подозрение на работника музея Перуджа, отвезёт картину на время в хранилище «маркиза». А когда ажиотаж спадёт, «маркиз» вернёт картину Перуджа и тот без опаски отвезёт её во Флоренцию, где будет ославлен и озолочён. «Маркизу» слава не нужна, но если Перуджа бонусом поделится, то он будет не против.
Согласно плану, Перуджа с подельником должны были остаться ночевать в музее с 20 августа 1911 года (воскресенье) на 21 августа (понедельник). Рано утром Перуджа задумался, какую картину взять. ( В том случае если «маркиз» не назвал портрет «Джоконда»). Все известных мастеров: Рафаэль, Тициан, Рембрант и др. И тут ему ( со слов Перуджа) почудилось, что «Джоконда» кисти Леонардо да Винчи шепчет: « Возьми меня». Вдвоём они сняли со стены это произведение и отнесли к служебному входу, где под лестницей освободили портрет «Джоконда» от богатейшей с лепниной рамы. А когда служебный вход открыли для рабочих, они свободно вышли из музея. Подельники с портретом, завёрнутым в халат, обогнули угол здания, где там ждала карета. Подельника с портретом «Митькой звали». А Перуджа с благими надеждами налегке прошествовал домой в Hostal на острове Сите, ул. Дю Герон примерно в 1 км от Лувра. Проходя мимо газетного киоска, Перуджа поздоровался с продавцом. Тот его запомнил и подтвердил полиции, что в руках у Перуджа в тот момент завёрнутого в халат прямоугольного предмета не было.
21 августа, когда стало очевидным исчезновение из салона Каре портрета «Джоконда» , на поиски был задействован весь личный состав полиции. Жандармы криминальной полиции посетили на дому Перуджа. Краденой картины у него нет. У него не бегают глазки, он не смотрит на место, где могла быть спрятана картина. Он спокоен и, поэтому,не вызвал подозрение. Вряд ли он был бы таким невозмутимым при наличии в комнате украденной картины. Это не осталось бы незамеченным бдительными стражами порядка.
А падкие до сенсации журналисты «как с цепи сорвались». Первые полосы всех газет были посвящены этому событию.
60 полицейских и персонал музея в поисках пропавшей картины обследовали все помещения и лестницы. Без положительного результата. У полиции был шанс раскрыть преступление «по горячим следам», но она его упустила. На раме картины обнаружены отпечатки пальцев рук Перуджа и в картотеке полиции имелись образцы отпечатков его пальцев. Но не нашлось криминалиста, знающего в деталях дактилоскопирование и практическую от него пользу. С 1914 года полиция к этой науке стала относиться серьёзно.
Сразу после кражи «маркиз» передал оригинальную «Джоконду» квалифицированным художникам-портретистам, специализирующимся на изготовлении подделок. Говорят, что среди них был реставратор Иван Шадрона. От медио Перуджа узнаёт чего стоит «Джоконда». Он весь в нетерпении. А «маркиз» картину не возвращает и где его искать, Перуджа не знает. Проволочка со стороны «маркиза» объясняет двух годичную задержку Перуджа с передачей властям Флоренции этого шедевра.
Но «маркиз» своих не бросает. Через два с небольшим года он передал Перуджа портрет «Джоконда» со словами: «Что хочешь, то с ним и делай». Оригинальный или поддельный портрет вернул « маркиз», мы не знаем.
Сам «маркиз» довёл до логического конца свой план. Все искусно изготовленные копии (минимум 6 штук) он «втюхал» богатым теневым коллекционерам, говоря каждому: « Осторожно, это Луврский оригинал, власть может конфисковать» И те молчали. А через пол года 28 июля началась Первая Мировая война и всем было не до этого. Какова судьба организатора этой афёры мы не знаем, но уверены, что обманутые господа спуску ему не дали.
После того, как Перуджа из прессы узнал астрономическую цену портрету «Джоконда», его стала «давить жаба». Он уже не думает о передаче портрета в музей Уффици во Флоренции. Он намерен продать его. Это видно из письма отцу, которому сообщает, что скоро сделает себе состояние «одним выстрелом».
. Потенциального теневого покупателя у Перуджо не было, а значит «золотого телёнка на тарелочке с голубой каёмочкой » ему не видать.. Перуджа явно не был знаком с изречением Леонардо да Винчи: « Желающий разбогатеть в течение одного дня, будет повешен в течение одного года ».
Получив портрет от « маркиза», Перуджа не бросился сразу покупать билет на поезд Париж-Милан. Сначала он 24 ноября 1913 года отправил письмо Флорентийскому арт-дилеру Альфредо Джерри, которому предложил быть посредником в продаже портрета «Джоконда» кисти Леонардо да Винчи за 500000 долларов или организовать передачу этого портрета в музей Уффици за
вознаграждение в том же размере. Синьор Джери также письменно ответил: « Вези, надо посмотреть». Перуджа смастерил ящик с двойным дном и привёз в
назначенное место встречи отель «Триполи- Италия» во Флоренции. Альфредо Джерри пришёл с зкспертом директором галереи Уффици Джованни Погги. Визуальным осмотром синьор Погги подтвердил подлинность портрета. И тут
бедалагу Перуджа «повязали» находившиеся за дверью доблестные итальянские карабинеры. После сенсационного события, предприимчивый хозяин отеля сменил вывеску на « La Gioconda ».
На следствии и в суде Перуджа позиционировал себя идейным вором, патриотически заряженным на возврат портрета , захваченного Наполеоном.
Откуда ему знать, что Наполеон 1 Бонапарт (1769-1821) здесь не при делах.
Когда французские войска под командованием генерала Бонапарта в 1796 году захватили Италию, то «Джоконда» с мая 1519 года уже 277лет находилась у монархов Франции. На заданный подсудимому Перуджа вопрос почему в 1911 или 1912 году он не привёз портрет в Италию, вразумительного ответа не последовало. Не мог же он сдать авантюриста «маркиза» и этим только навредить себе.
Франция требовала экстрадиции Перуджа, чтобы показательным судом судить за преступление, совершённое на её территории и главное взыскать по суду с вора упущенную выгоду за время отсутствия доходного экспоната в Лувре. Флоренция не удовлетворила требование Франции. И это им припомнят в 2014 году. Когда Флоренция, отмечая 100- летие возврата украденного портрета в Лувр, попросила Францию прислать «Джоконду» для участии в празднестве,
Франция отказала, сообщив , что «Джоконда» не выездная « по состоянию здоровья». Президент Национального Комитета Италии по культурному наследию Сильвано Винченти обращался к директору Лувра Пьеру Коньяну и к главному хранителю картинной галереи Лувра Мишелю Паклоту , а также к министру культуры Франции Аурелии Филипетти, приложив к письму подписи 150000 тысяч фанатов творчества Леонардо да Винчи. Всё бесполезно. Он даже собирался обратиться за содействие к супруге президента Франции Карле Бруни Саркази, итальянке по происхождению.
В первых числах января 1914 года года портрет «Джоконда» в отдельном купе международного поезда Милан-Париж под усиленной охраной доставили в столицу Франции. С 4 января 1914 года «Джоконда» в Лувре. Сюда снова хлынул поток посетителей со всего мира. ( 8-10 миллионов человек в год, входной билет 15 евро).
Флорентийский суд с учётом мнения электората, приветствовавшего патриотизм несостоявшегося богача, 14 июня 1914 года осудил Перуджа к 1 году и 15 дней тюрьмы. Через семь месяцев узника освободили. В Первой Мировой войне до конца 11 ноября 1918 года Перуджа воевал на стороне Италии. После войны он вернулся в Париж, где женился. Там же в 1925 году умер в дату своего рождения 8 октября.