Найти тему

«Деревянная авиация»: Случай с Р-5 - забей чопик и лети дальше

Есть в «деревянной», «бипланной» авиации столетней давности своя непередаваемая прелесть.

Вот вроде самолёт, детище высоких технологий... Но иногда создаётся впечатление, что тогдашние автомобили были гораздо более «высокотехнологичны», а аэропланы даже не «летающие трактора», а так, велосипеды с крыльями.

Итак, на дворе у нас 1929 год, идут испытания самолёта Р-5 конструкции Н.Н.Поликарпова.

Первый экземпляр Р-5 на испытаниях. Прямоугольник под пузиком самолёта, перед стойками шасси - выдвинутый водяной радиатор. Аэродинамика? А зачем она на скорости в 200 км/ч?
Первый экземпляр Р-5 на испытаниях. Прямоугольник под пузиком самолёта, перед стойками шасси - выдвинутый водяной радиатор. Аэродинамика? А зачем она на скорости в 200 км/ч?

Второй лётный экземпляр, помутузив туда-сюда, решили испытать перелётом Москва-Севастополь-Москва. Перелёт, конечно, не «рекордный», но, в каком-то смысле, «беспосадочный» - в один день без посадок из Москвы до Севастополя, в другой день - обратно. Во всяком случае, планировали так. Для пущей «беспосадочности» на Р-5 поставили дополнительный бак на 161 кг бензина.

«За рулём» испытываемого перелётом Р-5 сидел лётчик В.О.Писаренко, летнабом при нём - Я.И.Алкснис, тогда занимавший должность заместителя начальника Управления ВВС. Тот хоть уже и «поучился водить», но «прав», да и опыта, у него не было, потому основная нагрузка пришлась на Писаренко.

Так вот, к прелестям тогдашней авиации.

Летели, значит, они уже обратно. И тут потёк водяной радиатор. На Р-5 он был такой, смешной, панель, выдвигавшаяся под брюхом. Выдвигался-убирался, естественно, вручную, цепным механизмом, ручку надо было изрядно повертеть.

Между Тарусой и Алексином пришлось идти на вынужденную, и садится на ближайший ровный лужок. Прохудившийся радиатор заделали подручными средствами. Чопик забили куда надо, проще говоря. Вместо вытекшей, залили три ведра воды из ближайшей речки. И спокойно полетели дальше.

Представить подобную ситуацию с каким-нибудь Су-30 просто невозможно, лётчики на катапультирование, самолёт под списание :-)

А деревянному биплану хоть бы хрен, летит и не жалуется.

Серийное производство Р-5 развернули в 1930 году, и он стал самым массовым довоенным советским самолётом. Планировавшийся разведчиком и лёгким бомбардировщиком, Р-5 стал самым что ни на есть многофункциональным самолётом. И не только военным. И где только не побывал, в чём только не участвовал. Тут и Арктика с челюскинцами, и боевые действия от Испании до Китая. Во время Великой Отечественной устаревший биплан тоже летал.

Ну и в качестве PS:

Писаренко разбился на Р-5 в 1931 году.

Алкснис, дослужившийся до начальника Управления ВВС РККА, был арестован в 1937 и расстрелян в 1938-м.

(Вариант в LiveJournal)