Сергей ходил на исповеди к отцу Михаилу. Тот был из ряда исповедников, помогающих человеку обрести себя самого в Боге, а через это и Бога понять.
Сергей был из плеяды людей интеллектуальных, внимательно подходивших к исповеди. Но в ней был весьма однобок, замечая лишь те вещи в себе, которые хотел сам видеть. Возможно, то игра ума человеческого, который любит видеть приятное себе.
И Сергей исповедовался в помыслах, в том, что одолевает его ум, считая это помехами его духовной и мирской жизни.
В Храм, где служил отец Михаил, ходила и женщина среднего возраста – Анастасия. Она имела искаженное обезображенное лицо, возможно болела какой-то нервной или иной болезнью. Поведение ее выражало неполноценного человека.
После службы она становилась у Храма, прося милостыню. Просила она не жалостливо, не на коленях, не плаксиво, без унижения. Стояла ровно, спокойно, и ждала, когда ей люди сами подадут. В ней, несмотря на возможную болезнь, не была убита душа. Она не была рабской.
Сергей почти никогда не подавал ей милостыню. Нищенке несчастной и забитой, вызывающей жалость, еще может быть и подал бы. Сработала бы жалость. А здесь, в Анастасии, он видел уверенность, казавшеюся ему даже наглостью. Будто не просит она, а требует. Хотя Анастасия никогда ни у кого не требовала милостыню. Просто дух возношения в человеке может внушать разные искаженные картины, а человек неискушенный, как Сергей – легко поддаваться на них.
И чисто внешне Сергею она была неприятна, казалась неэстетичным уродом.
Иногда, когда обойти Анастасию стороной было невозможно, он нехотя подавал ей мелочь, несколько отвернувшись от нее.
Ходил Сергей к отцу Михаилу и «честно», «глубоко» исповедовался в «больших вещах», которые волновали его душу.
Отец Михаил, чуткий и опытный духовник, заметил некоторое время спустя, однобокость его исповеди. Будто Сергей высвечивает перед Богом одну сторону души, а именно ум, и тщательно шлифует другую, и не говорит о ней.
Отец Михаил не был равнодушным человеком, что можно отнести к любому хорошему исповеднику, и заметил как-то Сергею:
- Вы все время уделяете внимание одной стороне души. Может быть стоит присмотреться и к другим ее сторонам?
Сергей «услышал» отца Михаила. Но в следующий раз опять «вошел» в излюбленную тему исповеди: что из помыслов и страстей одолевает его ум и социальные отношения с коллегами и близкими. А там были волнения: он не со всеми людьми мог найти и построить отношения, что-то мешало. Он и не знал- что.
Отец Михаил задал ему вопрос:
- Какой орган души важнее всего христианину, как Вы думаете?
- Сама душа – ответил Сергей.
- А где источник ее в самом человеке?
Сергей задумался и не смог ответить. Образовавшуюся паузу прервал отец Михаил:
- Сердце. Почитайте у святых и в Библии о сердце. Подумайте об этом в преломлении к своей жизни.
Сергей так и сделал. И неожиданно увидел много того, что вынес на исповедь. Вынес словом, не прочувствовав пока ничего. Но незаметно что-то пробудилось в нем и ожило. Особенно, после Святого Таинства Причастия.
Не знал Сергей и другой стороны исповедничества. За каждого, приходившего к отцу Михаилу на исповедь человека, он молился сердечно Богу на проскомидии. А такая тайная молитва хорошо слышится Богом и подается по ней.
На следующий раз, когда Сергей пришел в Храм к отцу Михаилу на исповедь, он вновь увидел Анастасию. Она всегда стояла на службе ближе к хору, к певчим.
И его неожиданно и сильно пронзила мысль – чувство. Вот Анастасия. Видимо ее никто и на работу не берет. И никаких других возможностей по доходам нет. Ограничены. И жизнь постылая. А я, как эстет, рассуждаю о высоких грехах своих, ничего не замечая по сторонам. А человеку рядом может быть плохо, гораздо хуже, чем мне.
Он искренне и осознанно покаялся и в этом грехе на исповеди.
Выйдя из Храма он увидел Анастасию. И будто увлекаемый неведомым потоком, Сергей подошел к ней и, не отворачиваясь, подал щедро милостыню. Он хотел это сделать! Будто его вечно расчётливый, меркантильный ум в этот момент отключился, а душа действовала по Богу.
Сергею стало очень хорошо на душе от этого поступка. Вселенная его сердца вмиг расширилась.
Анастасия ответила: «Спаси и помоги, Господи».
Сергей еле разобрал эти слова, так как Анастасия была косноязычна, говорила плохо.
То, что происходило с сердцем его в ближайшие дни не хватит слов описать. Будто в нем пробудился вихрь Христов и закружил. Сергей сам себя не узнавал.
В жизни стали происходить удивительные и неожиданные вещи.
То, что не давалось тогда ему в отношениях с некоторыми коллегами, с людьми, нежданно уладилось и получило развитие. И дела пошли хорошо. Будто чудо - магнит включился внутри него - к нему стали идти и тянуться люди. А люди - это идеи, это отношения, это возможности, это развитие, это жизнь.
Сергей был удивлен. Он, ведомый непонятной силой, не давая себе до конца отчет, интуитивно, стал выходить в интернет и читать случаи о милостыне святых. И св. Иоанна Кронштадтского, и св. Иоанна Милостивого, и других святых. Читал и Евангелия об этом. И проникаться стал, понимать в своем личном опыте, что значат Христовы Слова: "Блаженны милостивы, ибо они помилованы будут".
Исповеди его пошли сердечные, с покаянием в тех духах темных, что притаились в глубинах сердца его, и с огромным желанием освободиться от них, как искупленному рабу. Он стал охотней отдавать частичку своей души людям, делиться ей. Особенно, с теми, кому хуже, чем ему.
И Анастасии он теперь с радостью даровал милостыню. Желая ее сотворить. Щедро, от души, легко и просто.
Душа Сергея, ранее спавшая – пробудилась.
Жизнь его стала другой, наполненной. И Сергей, втайне и глубоко, благодарил Бога за эти дивные уроки милосердия и за щедроты Его Милости.