Найти тему

Вычитка: делаем текст лучше

Оглавление
Гениальные тексты не требуют вычитки, не правда ли?
Гениальные тексты не требуют вычитки, не правда ли?

Мне всегда сложно вычитывать уже законченный текст. Я ведь расстался с ним, поставил точку, все дела. Это как вернуться к завершенным отношениям – вряд ли из этого выйдет что-то хорошее. Лучше не мучиться.

Так я думал много лет, и поэтому никогда ничего из своего не перечитывал. Мне почему-то казалось, что в готовом рассказе все на своих местах, лучше уже не будет.

Это, конечно, типичная ошибка начинающего.

Я знаю людей, которые сразу пишут чистовик. Они сидят над каждым предложением, расставляют слова в аккуратном порядке, связывают абзацы, сцены. У них не текст, а жемчужное ожерелье. Но это исключение, а не правило. Большинство авторов пишут черновик – хотя уверены в обратном.

Для чего вообще нужна повторная вычитка? Про ловлю блох, опечатки и ошибки я даже упоминать не буду, это очевидно. Речь скорее о других проблемах, которые вылезают на этапе написания.

-2

Лишние сцены и диалоги

Часто я «увлекаюсь» той или иной сценой или бойким диалогом между персонажами. Встретились старые друзья и затянули беседу на две-три страницы. Цель диалога в том, что двигать сюжет к основной цели, к развязке, а мои старые приятели начали болтать о ценах на бензин, про погоду в Петербурге, о новых автомобилях и любовницах. Зачем мне это в рассказе? Не знаю. Просто в какой-то момент захотелось, чтобы беседа двигалась именно так. Иногда это хорошо для текста, но часто – плохо. Возникает провис, который никак не двигает сюжет, да и читателю не особо интересно читать подобное.

Тоже самое со сценами. Казалось бы, есть глава, в которой все продумано до мелочей. Герой, скажем, приезжает на заброшенную автозаправку, чтобы встретиться с оборотнем и выяснить у него Важный Секрет. В какой-то момент мне вдруг кажется невероятно важным добавить в сюжет лишнюю сцену – по дороге на автозаправку герой заедет в кафе, купит сэндвич с тунцом, поболтает с кассиршей. Я не знаю, зачем эта сцена нужна, куда она меня приведет, но где-то на подсознательном уровне (а писатели всегда доверяют подсознательному, будь оно неладно) кажется, что она очень важна. Итак, сцена появилась. Она болтается в романе без дела, а я никак не могу придумать, что с ей делать дальше.

В итоге, ничего с ней не сделаю. Возможно, забуду или оставлю, чтобы казаться в глазах читателей более загадочным. Так вот, не надо так делать. Лишняя сцена, как пятая нога корове. Если уж она не несет никакого развития для сюжета, то вычитка позволяет удалить её к чертям и забыть с чистым сердцем.

(Иногда подобные сцены я аккуратно вырезаю из рассказа и оставляю на черный день, чтобы применить в других текстах. Неплохо работает, кстати)

Лишние персонажи

Тоже самое касается и персонажей, которые могли появиться у вас в тексте просто так. Болтливый старик-знакомый, кассирша в кафе, мальчик с воздушными шариками, который перебегал дорогу на красный – если эти персонажи не выполняют определенной функции, удаляйте их нещадно и с наслаждением. Появляются они из того же бессознательного, откуда время от времени вылезают лишние сцены, долгие диалоги и бесконечные описания природы.

Нарушение логики

В процессе написания сложно отследить логику всего текста: поведение персонажей, правдоподобные конфликты, построение сюжета, подведение всех действий к финалу, выводы.

Кажется, что все работает и все на своих местах, но мелкие огрехи очень легко пропустить.

В одном рассказе я долго выписывал сюжетную линию, разыгрывал действия героев по ролям в определенных локациях – главная идея должна была раскрыться в финальном абзаце. Мне казалось, что ружья развешаны где надо, и читателя будет ждать форменный катарсис. Каково было удивление, когда в первой же вычитке я обнаружил крутой ляп: два героя были близкими родственниками, на этом строился конфликт. А в рассказе не было ни одного упоминания об их родственных отношениях. Элементарно вылетело из головы, и рассказ из-за этого казался неправдоподобным, финал не работал.

Сюжетные провалы

Хороший текст можно угробить плохим сюжетом. Особенно если он похож на загородную дорогу – с ямами, ухабами, в лужах и грязи. Сюжет должен вести читателя от старта до финиша, не дать заскучать и уж точно не уводить его в непроходимые дебри (только если это и не было изначальной задумкой). Сюжетный же провал возникает тогда, когда читатель отвлекается, начинает скучать и пролистывать одну страницу за другой. Иными словами, когда автор не выдержал темп и ритм.

Можно сказать, что эта ошибка впитала в себя все остальные указанные ошибки и возвела в куб. Как её решить – получить общее ощущение от текста.

Общие ощущения от текста

Неочевидный момент, но он работает. Попробуйте перечитать рассказ и понять, нравиться ли он вам или нет. Если не нравится – то почему? Если вы заскучали в том или ином моменте, можно ли это исправить? Либо, наоборот, пара абзацев читается слишком быстро, хотя вы бы хотели, чтобы читатель здесь задержался. Всеми любимый Стивен Кинг рекомендует дать тексту отлежаться пару недель, чтобы вы забыли первые ощущения от написания и перечитали его свежим взглядом.

Список, конечно, не полный, ну так и я не великий редактор крупного издательства. В общем, если что-то еще вспомню – обязательно напишу отдельной статьей. Не переключайтесь, а еще лучше подписывайтесь и ставьте пальцы вверх :)