Найти тему
Level One

Роберт Фальк: неизвестный русский авангардист

Оглавление

Роберт Фальк — один из основателей «Бубнового валета», работавший на стыке модерна и авангарда. До 23 мая в Третьяковке идет персональная выставка Фалька, давайте разберемся, почему ее нужно посетить.

Кто такой Роберт Фальк?

Роберт Фальк — русский, советский художник. Родился в 1886 в Москве, а рисовал уже с семи лет. Сначала он учился у Константина Юона и Ильи Машкова, а затем поступил в одно из ведущих художественных учебных заведений в Российской империи — МУЖВиЗ. Позже его оттуда исключили за приверженность импрессионизму.

Фальк входил в самое крупной общество художников раннего авангарда «Бубновый валет». Преподавал в Высшей художественно-технической мастерской. В 1928 году уехал в Париж и провел там девять лет. По возвращении не вписался в новое искусство — у него не было ни новых выставок, ни заказов.

Как сформировался стиль Фалька?

Фальк сформировал уникальную технику, вдохновляясь разными источниками. На его творчество повлияли:

Поль Сезанн. Сезанн для него прежде всего  — это поиск нового содержания и формы. Сравнивая натюрморты Сезанна и Фалька, можно заметить, что Сезанн как бы сидит за столом с натюрмортом, а Фальк встает и смотрит сверху. Это дает больше ракурсности, энергии, резче выявляет динамику — вещи оживают.

Импрессионизм. Например, написанный в первый год училища портрет «Ляля Фальк» напоминает изображения детей у Огюста Ренуара и Берты Моризо. А «Портрет первой жены Елизаветы Потехиной» — живопись Борисова-Мусатова.

Кубизм. Кубизм у Фалька — это связь объема и пространства через кубистические сдвиги. В его работах предметы не рассыпаются на «кубы». Мы наблюдаем лишь «кубизацию» формы. Фалька в первую очередь интересует связь формы и пространства. Например, в «Натюрморте» вместо кубизированного пространства у Фалька появляется серый фон. Это нужно, чтоб «собрать» энергию цветов: серый фон сдерживает цвета, не дает им «разлететься». Это важно, потому что Фальк не декоративен.

Экспрессионизм. Например, в «Церкви в лиловом» есть отсылка к «Улицам» Эрнста Кирхнера. Обратить внимание стоит на цветовую гамму — акцентированные яркие фиолетовые и розовые цвета церкви, светло-зеленые деревья. Также на стремительность движения, графическую остроту и экспрессию.

Особенности работ Роберта Фалька

Цель всех работ Фалька — познать суть предмета и его существования в окружающей среде.

Портрет как психологический жанр . Фальк много разговаривал со своими моделями, стремился понять их внутренний мир и воплотить его на холсте или в рисунке.

В портретах Фалька привлекала общая пластика тела. Не любил жеста, считая его иллюстрацией. Считал, что в движениях характер человека раскрывается больше, чем в лице. Также утверждал, что «профиль — то, что дано природой», а над «фасадом» человек поработал и научился что-то скрывать.

Фактура холста. Рельеф красочного слоя словно движется вслед за формой и круглит ее, делает осязательной. Плотные густые мазки, «нашлепки» придают поверхности шероховатость.

Цветовая сложность. Удивительный колорит вырастает из сложных смесей. Анатолий Эфрос называл фальковский способ смешения красок алхимией. Цвет становится основой творчества и звучит в названиях: «Красная мебель», «Пейзаж с красным домом», «Женщина в белой повязке», «Женщина в красном лифе», «Девочка в лиловом», «Автопортрет в желтом».

Цвет предопределяет весь строй произведения, при этом всегда несет разный психологизм. Например, в «Красной мебели» красный рождает экспрессию, в «Женщине в красном лифе» — сосредоточенность, в «Автопортрете в красной феске» — умиротворение. Выразительность красного зависит от взаимоотношений с соседними цветами. Но всегда есть цветовая метафора.

Форма у Фалька — это сложный красочный рельеф. Но в то же время для него неважно, что писать — человека или предмет.

Пишет за много сеансов. Написание картины у Фалька — это всегда долгий процесс.

Теперь вы точно не растеряетесь на выставке Фалька в Третьяковке, а научиться разбираться в творчестве других художников можно в Арт-песочнице всего за 10 минут в день.