- 16 -
Леонардо не стало, а память о нём живёт
Как сказал Мельци при встрече с Вазари , Учитель из последних сил поднялся, стоя, как подобает истинному католику, причастился (исповедался) и вскоре скончался. Есть мнение, что модель два в одном оказалась биовампиром. Многолетняя работа по созданию портрета и виртуальное общение с матерью не прошли для здоровья гения бесследно. Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 года в присутствии Мельци и на глазах портретной Лизы в образе Катерины. Ему было 67 лет. Со слов Мельци: « В мгновение его ухода из жизни, факт тяжёлой утраты изменил взгляд Лизы. Картина как бы померкла, чего не случилось с таким же портретом кисти Франческо Мельци . ( Картину Мельци «Монна Лиза» продал его сын и она оказалась в Испании в Мадридском музее Прадо ),
По вопросу присутствовал или нет король при кончине гения, во Франции и Германии проводились учёные диспуты. К единому мнению знатоки не пришли.
Несколько странно, что в диктате воли Леонардо не изъявил желание быть похороненным на родине в местечке Винчи или во Флоренции. Леонардо да Винчи боялся, что его закопают в могилу в бессознательном состоянии, но живого. Поэтому при жизни распорядился, чтобы его похоронили через 3 месяца после смерти. Сначала он упокоился в церкви Святого Флорентина в Амбуазе. Позднее его останки перезахоранивали из боязни , что фюрер Адольф Гитлер исполнит данное в 1937 году обещание своему другу дуче Бенито Муссолини передать останки гения в Италию.
Во Флоренции в базилике Санта-Кроче похоронены великие люди Тоскани. Там
не хватает Леонардо да Винчи. Но Франция никогда не выдаст останки Италии
Отзывы на портрет «Джоконда»
После того, как 2 мая 1519 года из рук душеприказчика Франциско Мельцы «Джоконда» перешла к королю Франциско 1 Валуа, она 274 года «гостила» во дворцах Фонтенбло, Версаль, Тюильри, а 10 августа 1793 года прописалась временно в Лувре. С 1800 года по 1804 год она находилась в резиденции Наполеона 1 Бонапарта(1769-1821), а потом вернулась в Лувр. Пол века « Джоконда» в салоне Каре в Лувре не выделялась среди подобных ей произведений. По ней скользили глазами посетители, никто не оглядывался , чтобы посмотреть повторно.
Первый, кто придумал ей загадочную улыбку, был французский писатель романист Теофил Готье. Он в 1855 году обнародовал свой панегирик : « Сфинкс красоты, который так загадочно смотрит с картины Леонардо…опасно поддаться его обаянию, обещающему неизвестные наслаждения, но при этом божественно ироничному ». «Лёд тронулся»,- как сказал бы О.Бендер. Прозрел сонм мастеров пера.
Пьер Корле : «Джоконда_личность замкнутая в себе, оставляющая другим возможность созерцать лишь блеск её».
По мнению одних : «Её улыбка завораживает».
Другие вторят: «У неё улыбка столь приятная, что кажется, будто
бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо».
Говорят: « Её улыбка хитровато – ироническая. «Джоконда» улыбается не всем, а только хорошим людям. В дни, когда мало народа или вовсе нет посетителей, её краски тускнеют и картина блекнет».
Нидерландские исследователи в 2015 году задействовали специальную компьютерную программу и выяснили, какие эмоции у лица «Джоконды»: счастья-83%, отвращения-9%, радости- 6%, злости-2% (условно).
Датский врач Финн Беккер-Христиансон поставил «Джоконде» диагноз: «Врождённый паралич лица. Ассиметрическая улыбка, говорит об отклонениях в психике, вплоть до идиотии».
Есть и такие: « Улыбка «Джоконды» отталкивающая,тревожная, неприятная и даже «бесовская». Модель портрета-биовампир.
Редко, но метко: « Ничего особенного, Баба и баба»
Абрам Эфрос: « Музейный сторож со времени возвращения в Лувр картины «Джоконда» 4 января 1914 года сторожит не портрет супруги Франческо дель Джоконда, а изображение какого-то получеловеческого, полузмеиного существа, не то улыбающегося, не то хмурого, господствующего над охладевшим голым, утёсистым пространством, за его спиной».
И т.п
Две последние части этой 2-ой главы следуют. За ними 3-я глава-сенсационная о портрете с донной, имя которой было тайной 500 лет
Валентин Павлов vpavlov1939@ mail. ru Валерия Алтуфьева