Найти в Дзене
Cosmovie

История итальянского оскароносца, который снимал рекламу макарон.

Итог: 5 Оскаров, 12 номинаций. Любимец миллионов, ролевая модель для сотен тысяч, которому снились сценарии собственных фильмов. Итальянское кино, для влюбленных в Италию.
Оглавление

Итог: 5 Оскаров, 12 номинаций. Любимец миллионов, ролевая модель для сотен тысяч, которому снились сценарии собственных фильмов. Итальянское кино, для влюбленных в Италию.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Сновидения превратили его в гения мирового кинематографа. Экранизация фрагментов собственных снов стала особым почерком творчества Федерико Феллини. Критики придумали для его стиля особый термин – кинобарокко. Волшебную жизнь из его снов увидели миллионы зрителей по всему миру. Основа режиссерского метода Феллини – спонтанность. Его раздражала предсказуемость. Он приходил на съемку с готовым сценарием картины, но откладывал его в сторону и сочинял мизансцену заново.

«Дорога» (1954).

Обычно у режиссеров такой путь: в первых фильмах они только набирают силу, создают свою империю, а потом случается рассвет. И режиссер уже свободно говорит на своем языке. В фильме «Дорога» Феллини еще не придумал свою знаменитую большую форму, свой узнаваемый стиль. «Дорога» — тот самый счастливый момент, когда режиссер рассказывает историю просто, по-человечески. И это Оскар!!!

В советское время на вопрос из девчачьего опросника был «Любимый фильм Феллини?» — стоял особняков после банальных любимый цветок, любимое время года. И тогда большиство советских девочек называли «Дорогу». Джельсомина, уезжающая на грузовичке от своей прежней жизни, и бегущая за ней следом мать, и музыка Нино Рота, и это ощущение, что сердце рвется в клочья — уже навсегда.

Постер к фильму
Постер к фильму

«Джульетта и духи» (1965).

Очередной тандем Феллини, в качестве режиссера и главной женщины его жизни, актрисы Джульетты Мазины. В этой картине мастер показывает богему, или, точнее, элиту, вкусившую (как стало популярным в шестидесятые) психоделиков. И все они жаждут раскрепощения, в том числе сексуального, и освобождения от страхов. О

буреваемая невидимыми духами и тайными страстями синьора Больдрини, выглядит необычно за счет того, что не употребляют ЛСД, но ее занимают спиритические сеансы, их донимают ортодоксалыные духи, при этом они живут в изменившейся культурной среде, их окружает психоделика. Фильм представляет собой вереницу впечатляющих образов, текучих, радужных и странных.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

«Ночи Кабирии» (1957).

Очень трогательная, эмоциональная картина. Кто такая Кабирия? И почему ей посвящены темные итальянские ночи? Пожалуй, даже сама героиня вряд ли быстро ответит на эти вопросы.

Ей необходимо исповедоваться перед полным зрительным залом, украдкой смотреться во все, что может быть зеркалом (фонтан, стекло автомобиля, бокал вина), искать потерянные туфли, опустошать шкаф и укладывать чемодан, угадывать тайное по спинам уходящих вдаль мужчин и женщин, по ‐ детски капризно топать ножкой и стоять фертом — чтобы обозначить свое «я», пройти самоидентификацию или инициацию. В полосатом костюме (судьба упряма в чередовании черного и белого) она появляется среди высоких трав за бетонными новостройками.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

«Сладкая жизнь» (1960).

Фильм о празднике чужой жизни. Действие картины происходит в Риме в 1950-х годах. Популярный писатель и журналист Марчелло Рубини (Марчелло Мастроянни) вращается в светских кругах, он популярен, обласкан аристократией и богемой, он желанный гость на всех вечеринках, однако что-то его тревожит.

В его жизни есть Эмма (Ивонн Фурно), не принадлежащая к богеме, которая боготворит его и мечтает о традиционном браке, все её мысли сосредоточены на любимом, однако именно её простота и отталкивает от неё Марчелло, который сам не знает, чего хочет: Сегодня он изменяет Эмме с Маддаленой (Анук Эме), завтра с американской кинозвездой Сильвией (Анита Экберг). Кажется, он действительно влюбляется в этих женщин, однако утром их чары рассеиваются, и главный герой снова не понимает, куда и зачем он идёт. «Сладкая жизнь», которая так оптимистично начиналась, показывает жизнь римской светской публики и заканчивается трагедией главного героя.

Знакомые нам слова: дольче вита и папарацци – стали нарицательными после этого фильма. Картина стал дебютов славы для изысканной француженки Анук Эме и триумфом Аниты Экберг и Марчелло Мастроянни. После роли актриса стала любимицей европейской публики. Далеко не аристократического происхождения, Эме смогла так убедительно сыграть даму из высшего общества, что Великий Мастер величал ее лучшей артисткой всех времен и народов. Фильм примечателен участие Адриано Челентано.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

«Восемь с половиной» (1963).

Не фильм, а парад потешных нарядных старух, навязчивых пьяных актрис, фатоватых бонвиванов и рядящихся в пророки массовиков ‑ затейников, говорили критики. Творчество Феллини любят многие мировые режиссеры: отсылки к нему есть у Трюффо, Тарантино и Бертона.

Когда Федерико было семь лет, родители повели его в цирк. Этот день полностью перевернул жизнь Феллини. «У меня было странное чувство, что меня здесь ждали», — позже скажет он, описывая ощущения водораздела, обряда посвящения, открытия недоступной простым смертным реальности. Больше всего его поразили клоуны, которых он поначалу принял не за людей, а за духов. С тех пор клоуны стали постоянными спутниками Феллини.

Он ходил за ними, рисовал их, и наконец снял их в своем фильме. Всех людей Феллини делил на две группы — «правильные» белые клоуны и «неправильные» рыжие. К белым клоунам он относил Пазолини, Висконти, Фрейда. К рыжим — Пикассо, Антониони, Юнга. А себя видел в вечном метании между этими крайностями. Марчелло Мастроянни, чья работа в фильме стала непревзойдённым шедевром, играл самого Феллини: его тоску, беспокойство, сомнения, постоянные поиски правды и ужас обыденности, «его ощущение кризиса жизни, пустой мишуры балагана и магию творческих преображений».

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Фильмы Феллини — это расширение границ кинематографа, у всех — свое продолжение, свое влияние. Это примеры того, как можно рассказывать о жизни, о чувстве, о судьбах людей. Столько режиссеров взяли язык гениального итальянца за основу…