В 1976 году мы с родителями оказались в небольшом городе Тюменской области –так начались три года моего Надымского детства.
В те времена в городе были и пятиэтажные дома, и множество болочков[1] . Сначала мы жили в маленьком синем вагончике на самом краю Надыма. Его иногда так засыпало за ночь снегом, что утром приходилось откапывать.
Хуже когда ночью выключали электричество, Тогда меня спящую перекладывали в спальный мешок, чтобы я не замерзла и ещё покрывали сверху овчинным тулупом.
Ясно вспоминается тьма раннего зимнего утра, когда в полутьме натягиваешь на себя три пары кусачих шерстяных штанов и по трескучему морозу идёшь в школу. Но при минус сорока семи по радио объявляли «актировку», что значило –в школу можно не идти!
И тогда самые отважные из нас весело хватали коньки и бежали на каток. Надымский каток, как сказали бы сейчас –был местом культовым. Просторный, ярко освещённый, он как магнит притягивал к себе мальчишек и девчонок. В мае он начинал таять, но и тогда сюда приходили самые стойкие ребята, в надежде найти хоть кусочек чистого нетронутого льда.
С катком связано одно из самых ярких воспоминаний надымского детства. Звёзды мирового хоккея- наши ветераны, закончившие выступления в большом спорте, совершали поездки по стране. В Надыме они должны были сыграть с нашей местной командой. Весь город собрался вокруг стадиона. Мальчишки штурмовали крышу раздевалки, и она… провалилась. Мы- девчонки громко завизжали. Слава Богу никто не пострадал. Но хоккеисты были крайне удивлены, когда на них сверху посыпались дети.
В матче победили чемпионы, хотя надымской команде удалось забросить несколько шайб.
Поэтому радости болельщиков примешивалась тревога: неужели нам поддавались? Но позже из уст в уста передавались слова одного из ветеранов: «нет, не поддавались, мы просто очень замёрзли»!
Почти каждый день приносил нам какое-нибудь радостное событие: по маленькому телевизору всей семьёй смотрели фильмы, хоккей, фигурное катание.
В школе было тоже интересно. после уроков мы вместе с учительницей по литературе готовились к многочисленным конкурсам и праздникам. В классе всегда приятно пахло акварельными красками, клеем ПВА и деревом. На пионерские праздники к нам приходили нестарые ещё ветераны войны и первопроходцы.
Светловолосая учительница математики , милая и женственная не сердилась на нас, но очень огорчалась нашим неудачам и двойкам. А когда в школу пришла юная учительница истории, ребята полюбили её так восторженно, что, кажется, она растерялась.
Но не думайте , что нам прощались нарушения дисциплины. За бумажные самодельные лягушки, прыгавшие с парты на парту и чтение посторонних книг, легко можно было вылететь с урока. А каким сладким было чувство, когда кто-то из приятелей давал почитать книгу приключений, в твердом переплёте, с золотыми буквами. Но такие книги были редкостью, а читать хотелось каждый день. Поэтому я шла в библиотеку и брала то, что было. Так я прочитала всего Достоевского, прочитала ,кстати, с большим увлечением. Родители удивлялись моему выбору, но не запрещали «недетское» чтение. Конечно, после этого долго ходила с безумным видом.
На рыбалке, которой славятся надымские края, мне посчастливилось быть лишь однажды. Это занятие для настоящих героев! Комары зверствовали! Самое невероятное, что они садились на руки, только- только смазанные средством от комаров.
А когда мы с родителями переехали в двухкомнатную квартиру рядом с катком, у нас стали останавливаться всякие знакомые знакомых, семьи, приехавшие в Надым на работу, но пока не получившие жильё. Это казалось обычным делом, как и вертолетное путешествие в соседние Пангоды. Я навсегда запомнила бесконечность просторов и густую тьму вокруг, отправляясь с мамой в тайгу на вездеходе.
Отчетливо запечатлелись в памяти праздники: помню, в День геолога наши мамы были бесконечно радостны и невероятно красивы. А Восьмого марта в город на вертолёте доставили целую охапку крупных пушистых мимоз. Ни одна надымская женщина не осталась без букета! Мужчинам удавалось прилетать ненадолго с буровой . И тогда, угадывая папин звонок, я бежала к входной двери, задыхаясь от счастья.
[1] Болочки – вагончики разной формы и размеров.
(В заметке использованы также фотоматериалы с сайта Дмитрия Федорищева Хоккей Ямала 1976-88 гг https://textarchive.ru/c-1338136-pall.html )