Заметка не о том, о чем вы, скорее всего, подумали. Она о заголовках в прессе. В советское время мы часто смеялись над ними: «На юге уже сажают», «В Сибири места всем хватит» (здесь, думаю, надо объяснить, молодые не поймут: велось большое строительство в Сибири, приглашали ехать осваивать Сибирь, «Могущество России прирастать будет Сибирью» - Ломоносов). Заголовки были обычные, а смысл — разнообразный, зачастую ехидный — вкладывали читатели.
Не то теперь, слова в простоте не скажут. Но ведь известно из классики: «О друг мой, Аркадий Николаич! Об одном прошу тебя: не говори красиво». Не читали или забыли...
Возьмем для примера 19.03.21 «Коммерсант»:
Главная страница:
- История получила предложение
- Айти-дороги
Экономика:
- Вторсырье в законе
Новости:
- Заемщики от обнальщиков
Деловые новости:
- Еду пресекают на попкорню
Культура:
- Цой полужив
Спорт:
- Россию вернули на дорожку
- «Зенит» доиграл до непобедного
А вот «Известия» того же дня
Главная страница:
- На грани пола: …
- Коллизия положений:...
- Клиповое давление: …
- Застойчивое развитие: …
А ведь еще и слова уродуют, см. вверху выделено. Как будто мало русскому языку и без них достается. То же самое и в других газетах, лень собирать, сами знаете, каждый день видите.
Помню в конце 90-х, когда в моде были всякие «электронные» веяния, все слова вдруг стали с буковкой e- впереди: e-commerce, e-business, e-trading, e-learning — электронная коммерция и т.д. Кто-то не выдержал и воскликнул:
E-NOUGH! (enough - англ. хватит, достаточно ) Или по русски: За e-business!
Как время бежит, теперь эти слова, когда-то такие популярные, уже и не вспомнят многие, всё медиапространство забили buzzwords с буковкой i- ( buzzwords - назойливо звучащие, надоевшие слова; специальные термины, использующиеся, чтобы произвести впечатление на дилетантов): iPhone , iTunes, дальше уж сами продолжите.
А вот мода на заголовки осталась! Но может, и с этими заголовками enough? Ну, за 30 лет-то не надоело? Когда это появилось в Коммерсанте в конце 80-х, было ново, интересно, приковывало внимание. Понятно, конечно, что все скопировано с англо-американских газет, у них это давно, но поначалу прокатило. К сожалению, до сих пор катит. И вот это — уже enough.
Все понятно: надо продать товар (пардон, медийный продукт), в данном случае статью (контент по-современному). Значит надо выделиться, чтобы среагировали. Попробуй поконкурируй с видео ресурсами: там и картинки движущиеся и звук! Что делать? Только так, уж не знают, как еще «извернуться» (выражаясь прилично).
И тут не могу не привести пару заголовков, приведенных (придуманных?) М.Кантором лет 15 назад. На всякий случай, замечу: про автомобили.
Всё может надоесть, и этот заголовочный стёб тоже. Весь день слушать частушки трудно. Что тут скажешь, только
После Гольфа захотелось Пассат
В завершение: что хотел, то сказал, если ясно, то ясно, если нет — что делать. Но не могу не закончить еще одним заголовком. Концентрированно — и точно.
С ралли — в кювет!
Так и есть! И сколько лет...