В Дагестане, до революции все определялось адатами - нормами местного права. В том числе, и наказание за убийство. За убийство родня убитого могла казнить убийцу, или кого-нибудь из его родственников.
Но, как и в любом нормальном обществе, это старались предотвратить, примирив тем или иным способом враждующие стороны.
- Сельская община, чутко реагировавшая на все события внутренней жизни, не оставалась равнодушной. Как только факт убийства становился достоянием всех, принимались меры к предотвращению очередного кровопролития: удалялись куда-либо ближайшие родственники убийцы мужчины, организовывалась охрана его дома, назначались люди для негласного наблюдения за поведением ближайших родственников убитого и т.д. Наиболее опытные и уважаемые старики, отправившись в дом потерпевшего, всячески старались смягчить, разрядить обстановку - монография С.Лугуева и А.Абдурахманова Обычай примирения кровников в Дагестане (XIX - начало ХХ века)
Четко определялся список канлы, то есть кровников, ответственных за преступление. Тогда, другая родня могла жить уже спокойно, не опасаясь мести.
Можно было и примириться. Но это случалось редко. Кто же простит кровника!
Чтобы примириться надо было добиться согласия близких родственников убитого, особенно его матери. Поэтому, именно ее задабривали любыми способами и ее слово было решающим.
В некоторых районах родня убитого в отмщение грабила дом убийцы. И это не считалось платой за преступление. Убийца все равно оставался кровником.
Если все же примирение достигалось, то весь тухум (родня) убийцы шла к семье убитого, где на коленях вымаливала прощение и приносила извинения. После этого мулла читал суру из Корана и преступление считалось прощенным.
Но во время обряда прощения убийцу могли и убить. Это не считалось нарушающим адат. Просто, в этом случае кровная вражда начинала свой новый виток.
Главной в обряде примирения оставалась мать, которая могла просто признать убийцу своим новым сыном, взамен убитого. Тогда, даже род убийцы и род убитого становились близкими друг другу, и после этого уже поддерживали друг друга.
Вот, такие метаморфозы человеческой жизни на Кавказе!
Царская власть на местах в Дагестане, также не сидела сложа руки. При умышленных убийствах виновные ссылались в Сибирь, что резко увеличило количество кавказцев в этом регионе и на Дальнем Востоке. Даже в бандах хунхузов (разбойничьи шайки из китайцев и маньчжур) встречались представители кавказских народов. То, что власти сами наказывали убийц резко снизило количество кровников, так как ссылка в Сибирь считалась очень тяжелым наказанием и родня убитого обычно удовлетворялась этим.
Также властями составлялись списки враждующих семей-кровников, с которыми проводилась постоянная работа по примирению:
- В результате только в Казикумухском округе, например, к концу 60-х гг. осталось 64 враждующих семьи, а всего по Дагестану – 28 - Комаров А.В. Адаты и судопроизводство по ним // ССКГ. Тифлис, 1868. Вып. 1. С. 46–47.
Кроме того, сами наказания за убийства в дагестанском обществе также становились более мягкими. Все чаще месть заменялась выкупом - алумом. Правда, он был непомерно высок и чаще выгоден для богатых, чем для бедных, которые не могли его выплатить:
- «Человеку бедному, не имеющему большого родства, которое бы могло ему помочь, трудно выхлопотать прощения от богатых и сильных родственников убитого, тогда как убийца, богатый и сильный родством и покровительством важного лица, иногда отказывался примириться с бедными родственниками убитого им» - Лугуев С.А. О кровной мести у лакцев во второй половине XIX – начале XX в. // Семейный быт народов Дагестана. Махачкала, 1980. с.87