Найти в Дзене
Near-historian

Многобашенные танки межвоенного периода: советский Т-28 и два невезучих «немца».

Впервые взглянув на немецкие танки «Гросстрактор» и Nb. Fz невольно пробегает мысль о их схожести: несколько башен, 75-мм главное орудие, противопульная броня. Знающие люди смогут назвать ещё одно сходство – оба были отсеяны в пользу развития других моделей. Мне захотелось сравнить не только эти два танка, но также и советский средний танк Т-28, узнать, чем они схожи между собой, и какой вклад оказали в танкостроение своей страны. Да простят меня великие эксперты в области бронетехники за домыслы и неточности! Grosstraktor является самым старшим в сравнительной тройке танков. Создан в 1925 году в нескольких вариантах: фирмами Крупп, Даймлер-Бенц и Рейнметалл. Он должен был стать основным средним танком Германии, но не прошёл испытания и проект был свёрнут. Стоит напомнить, что испытания немецкие танки проходили на территории СССР, поскольку условия Версальского мирного договора не позволяли делать этого на родине. К слову машина и получила своё название благодаря тому, что была зама
Обложка статьи (сделана автором канала)
Обложка статьи (сделана автором канала)

Впервые взглянув на немецкие танки «Гросстрактор» и Nb. Fz невольно пробегает мысль о их схожести: несколько башен, 75-мм главное орудие, противопульная броня. Знающие люди смогут назвать ещё одно сходство – оба были отсеяны в пользу развития других моделей.

Мне захотелось сравнить не только эти два танка, но также и советский средний танк Т-28, узнать, чем они схожи между собой, и какой вклад оказали в танкостроение своей страны.

Да простят меня великие эксперты в области бронетехники за домыслы и неточности!

Grosstraktor является самым старшим в сравнительной тройке танков. Создан в 1925 году в нескольких вариантах: фирмами Крупп, Даймлер-Бенц и Рейнметалл. Он должен был стать основным средним танком Германии, но не прошёл испытания и проект был свёрнут.

Танк Grosstraktor в трёх вариациях от разных производителей (изображение взято с Яндекс. Картинок)
Танк Grosstraktor в трёх вариациях от разных производителей (изображение взято с Яндекс. Картинок)

Стоит напомнить, что испытания немецкие танки проходили на территории СССР, поскольку условия Версальского мирного договора не позволяли делать этого на родине. К слову машина и получила своё название благодаря тому, что была замаскирована под сельскохозяйственный трактор. Подобной процедуре маскировки позже подвергнется и первый (после Первой мировой) серийный немецкий танк Pz.I.

Немцы находились на советской земле в рамках договора по обмену опытом. Союзникам дали ознакомиться с технической документацией и чертежами испытываемых танков, но не более. В ходе испытаний выяснилось, что трансмиссия Grosstraktor часто ломается, конструкция гусениц и расположение ведущего колеса сзади приводило к их частому сбрасыванию. Огневые испытания провести не позволяла броневая сталь танков. Из плюсов – вооружение соответствовало требованиям времени, неплохая скорость танка на дороге (40 км/ч), танки фирмы Даймлер-Бенц могли плавать.

Не оправдав надежды военных, «Гросстракторы» не спешили покидать армию. Часть машин использовалась в качестве учебных, некоторые даже приняли участие в масштабных манёврах вместе с лёгкими танками Pz.I. Ближе к началу Второй мировой войны, большинство танков стояли на постаментах в танковых частях как памятники, но с началом боевых действий, вероятно все машины были отправлены на металлолом.

Какого-либо существенного вклада в немецкое танкостроение Grosstraktor не привнёс. Да, все недоработки были учтены немецкими конструкторами при создании других танков, но сама ветка танков стала тупиковой.

Neubaufahrzeug (он же Nb.Fz) был более удачной разработкой немецких конструкторов. Компоновка танка отличалась от танков ранних типов: появилась одна главная просторная башня со спаренной 75 и 37-мм пушкой + пулемёт, и две малых пулемётных башни, обеспечивающих круговое прикрытие.

Подобная компоновка была присуща и зарубежным аналогам, например Т-35 и Т-28, правда у последнего малые башенки располагались спереди.

От «Гросстрактора» танк позаимствовал пушку, некоторые элементы ходовой части, правда сама ходовая была значительно переработана и улучшена, что придало танку плавность хода.

Однако, как и его предшественник, Nb.Fz не пошёл в большую серию из-за многочисленных недочётов в конструкции танка, отсутствия нормального бронирования и т.п. К тому же когда танк более менее был доведён до ума, необходимость в нём пропала – к запуску в серию готовились более перспективные Pz.

В малых пулемётных башенках Nb.Fz отдалённо можно увидеть башни Pz.I, а в большой – Pz.IV. Возможно именно с данного танка и был использован дизайн башен на классических «панцерах».

Большую роль неудавшийся тяжёлый танк сыграл в пропагандистских мероприятиях: необходимо было создать видимость, что Вермахт обладает мощными тяжёлыми танками. Это сработало, но только привело к появлению новых тяжёлых танков в СССР (в 1939-м) и в Англии (в 1941-м). Сама же Германия обзавелась тяжёлыми танками лишь к концу 1942 года после череды испытаний и переделок многих претендентов (D.W., VK.36.01 и др.)

Nb.Fz в количестве 3 машин принимал участие во Второй мировой войне, неся службу в оккупированной Норвегии. Там они находились до конца 1940 года, после чего были возвращены в Германию и уничтожены.

Что касается советского среднего танка Т-28, то не хватит одной статьи, чтобы описать его роль в советском танкостроении. Т-28, помимо своего основного предназначения, использовался как платформа для испытаний перспективных танковых агрегатов и вооружения – торсионной подвески, длинноствольных орудий (в том числе редчайшего калибра в 95-мм). На просторах интернета можно даже наткнуться на изображения Т-28 с наклонной бронёй, являющиеся фантазиями «альтернативщиков».

Для своего времени танк являлся одним из лучших в своём классе, а также самым массовым среди «многобашенников» (Тактико-технические характеристики будут указаны в конце статьи).

Боевое применение среднего танка было довольно широким – Польская кампания 1939 года, Зимняя и Великая Отечественная война. Правда к моменту начала последней, танк уже считался устаревшим, но продолжал оставаться в строю, по некоторым сведениям, аж до 1944 года.

На создание танка повлияли иностранные образцы техники, по распространённой версии – это был британский «Виккерс» А6 (предок Mk.III) от которого была заимствована компоновка танка, элементы ходовой части и массо-габаритные параметры в 16 тонн (в которые конструкторы не уложились, сделав танк тяжелее почти на 10 тонн).

Повлияли на разработку Т-28 и испытанные в СССР «Гросстракторы». Есть информация о влиянии на ходовую часть: тележки, упорный ролик и др. Скорее всего, при создании Т-28 учитывался опыт всех подобных зарубежных образцов. Для новых танков у немцев в своё время также был скопирован двигатель BMW, который позже превратился в М17Т.

Итак, давайте же наконец сравним ТТХ сегодняшней троицы:

Таблица составлена автором канала на основе анализа доступных источников
Таблица составлена автором канала на основе анализа доступных источников

О связи Т-28 с другим немецким детищем межвоенного периода информации нет. Однако, не исключено, что в этот раз сами немцы вдохновлялись советскими и британскими многобашенными танками при создании Nb.Fz.

Так или иначе, конструкторы обеих стран в конце 1920 – начале 1930-х получили бесценный опыт для создания дальнейших гусеничных машин. В Германии после неудач с Grosstraktor это вылилось в создание Neubaufahrzeug, а в СССР, после изучения зарубежного опыта – в создание танков Т-28, Т-35 и др.

Статья носит поверхностный развлекательный характер и не претендует на серьёзное исследование. Благодарю за просмотр! :)

Источники

  1. Максим Коломиец. Сухопутные линкоры Сталина ссылка
  2. Сайт Рупор. com – ссылка
  3. Чемберлен П., Дойл Х. Энциклопедия немецких танков второй мировой войны. – М.: Астрель, 2003 (электронный вариант)
  4. Энциклопедия военной техники – ссылка
  5. Юрий Пашолок. Теория бронетанковых заблуждений – ссылка