Найти в Дзене
Near-historian

Енисейск: Путь от центра к провинции

Знакомство с историей возвышения и упадка старинного сибирского города, а также с торговыми путями и взаимовлиянием некоторых городов друг на друга.

Сегодня в рамках темы освоения городов в Сибири хочется выделить отдельную статью для старинного города Енисейска, некогда являвшегося одним из важнейших сибирских городов своего времени.

Однако сегодня Енисейск больше похож на посёлок городского типа: здесь нет крупных производств и ВУЗов, дома малоэтажные, население – чуть больше 17 тысяч человек (на 2020 год). Что привело некогда цветущий город в упадок? Давайте разбираться.

Енисейск был основан тобольскими и пелымскими людьми с целью защиты от местных племён (тунгусов, кетов) и сбора ясака. Их путешествие началось весной 1618 года из Кетского острога.

Первоначально до намеченного места группа не дошла, основав в нескольких километрах от него Маковский острог на берегу Кети. Отсюда в последствии начинался волок на Енисей, и путь, соединяющий Западную и Восточную части Сибири.

Енисейск и Маковский острог на карте 1734 года, предположительно Г.Ф. Миллера. Синим цветом обозначены реки Обь – слева, Кеть – в центре, Енисей – справа, а также подчёркнуты чёрным цветом: Нарым, Кетский острог, Томск и Красноярск (карта взята из открытых источников)
Енисейск и Маковский острог на карте 1734 года, предположительно Г.Ф. Миллера. Синим цветом обозначены реки Обь – слева, Кеть – в центре, Енисей – справа, а также подчёркнуты чёрным цветом: Нарым, Кетский острог, Томск и Красноярск (карта взята из открытых источников)

Позже, в середине XVIII века, когда установился сухопутный путь из Томска в Красноярск, а также проложен Сибирский (Московский) тракт, дорога через Маковский острог на Енисейск вскоре была ликвидирована. С XIX века и по сей день бывший острог именуется селом Маковским Красноярского края.

Спустя год, в 1619 году, вторая экспедиция наконец достигла цели и основала первый острог на Енисее, названный в честь могучей реки.

Именно из Енисейска началось дальнейшее освоение Восточной Сибири, отсюда шли казаки к Ангаре, Байкалу, Амуру, основывая Иркутск, Братск, Нерчинск, и другие города.

Сам город развивался благодаря торговле, золотодобыче, промыслам. Также местность вокруг города была равнинной, что позволило быстро наладить пашенное земледелие. Переселившиеся сюда крестьяне выращивали преимущественно рожь. Вскоре город не только смог обеспечивать себя хлебом, но и выставлял излишки на продажу.

С увеличением объёмов продовольствия, промысловой и ремесленной продукции, в городе стала действовать Енисейская ярмарка, которая притягивала к себе как западных, так и восточных купцов. К тому же относительно недалеко находилась Кяхта – торговый мостик с Китаем, куда долгое время шло большинство русских торговых путей.

Маршруты из Енисейска в Кяхту (помечены жёлтым) – картинка из открытого доступа
Маршруты из Енисейска в Кяхту (помечены жёлтым) – картинка из открытого доступа

Купцы оказали немалый вклад в развитие городской инфраструктуры: они вкладывали деньги на строительство домов, церквей, учебных заведений. Город быстро оброс каменной кожей (первый каменный дом появился в 1722 году), но до наших дней сохранилось немало зданий и деревянного зодчества. Енисейск сосредоточил на своей территории большое количество архитектурных памятников, образовав, по сути, самый настоящий музей под открытым небом. Благодаря этому в 2000-м году город был включен в предварительный список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Входит Енисейск и в список исторических городов России (с 1970 г.).

В XVII веке с развитием мануфактурного производства в городе появились различные фабрики: железоделательные, солеваренные, кожевенные, судостроительные и др. Енисейск стал одним из крупнейших центров Восточной Сибири по выработке железных изделий. С конца XVII до середины XVIII века Енисейск – город второй величины в Сибири после Тобольска.

О высоком статусе города говорило большое количество проживающих в нём купцов I - II гильдии. Также в это время процветала иконопись и церковное строительство. В середине XIX века в регионе вспыхивает «золотая лихорадка», которая не обошла стороной и Енисейск.

Достигнувший пика своего развития в середине XVIII века Енисейск в этот же период начинает сталкиваться с первыми серьёзными проблемами.

Первый удар по городу нанесло строительство Сибирского тракта, который хоть первоначально и проходил через Енисейск, но постепенно стал смещаться значительно южнее. Так от нового крупного торгово-транспортного пути были отрезаны Енисейск, Томск, а также более мелкие населённые пункты – Кетский острог, Нарым и др.

Маршрут Сибирского (Московского тракта) в разные годы – фото из открытых источников
Маршрут Сибирского (Московского тракта) в разные годы – фото из открытых источников

В 1822 году была создана Енисейская губерния. Казалось бы, что Енисейск – место сосредоточения торговли и транспортных путей, должен был стать её столицей. Однако выбор пал на более молодой и выгодный в плане расположения Красноярск. Через этот город проходил Сибирский тракт, а с конца XIX века и Транссибирская магистраль.

Енисейск оказался в тяжёлом положении, но ещё продолжал оставаться крупным развитым городом Енисейской губернии и Сибири. С появлением в Красноярске железной дороги не исключалась возможность проведения ж/д ветки и до Енисейска. Так, одним из инициаторов – М.О. Марксом был составлен проект ж/д ветки до города, начинавшейся с Чулыма (территория современного Ачинска), но так и не был воплощён по ряду причин. Тем не менее, возникшая в конце 1960-х железная дорога Ачинск – Лесосибирск во многом совпадает с проектным маршрутом дороги Маркса. В 1930-е гг. конечно пытались провести дорогу до Енисейска из Томска, но не срослось (нехватка средств, перераспределение мощностей на освоение южных земель, в основном Кузбасса).

Проект ж/д дороги М.О. Маркса с Чулыма до Енисейска (голубым пунктиром), а также проект 1930-х гг. (чёрным пунктиром) из Томска. Было проложено около ста километров пути до станции Асино, но на этом работы прекратились (скриншот и пометки автора канала)
Проект ж/д дороги М.О. Маркса с Чулыма до Енисейска (голубым пунктиром), а также проект 1930-х гг. (чёрным пунктиром) из Томска. Было проложено около ста километров пути до станции Асино, но на этом работы прекратились (скриншот и пометки автора канала)

Если битву за железнодорожный транспорт Енисейск и проиграл, то были все шансы конкурировать за водный: в Енисейске находились предприятия по изготовлению и ремонту судов, порт, а главное – большое количество товаров, которое можно было перевозить. Но и здесь «пальму первенства» заполучил всё тот же Красноярск со своим портом.

Енисейск, вид с реки (фото из открытых источников)
Енисейск, вид с реки (фото из открытых источников)

Интересным и довольно малоизвестным способом реанимировать судоходство и торговлю Енисейска стало создание Обь-Енисейского водного пути и одноимённого с ним канала.

История появления этой транспортной артерии началась в 1872 году, когда по инициативе купца П.Е. Фунтусова было предложено соединить две крупные реки соединительным каналом. Это бы частично спасло города, оказавшиеся севернее Сибирского тракта, а также составило бы ему некую альтернативу (канал соединялся с северным морским путём и выходил на Енисей, откуда можно вести торговлю с Китаем). Проект Фунтусова был одобрен и спустя 10 лет началось возведение канала.

По первоначальной задумке, канал должен был пропускать суда длиной до 43 м, шириной до 7 м, осадкой 1,2 м. Грузоподъёмность таких судов не должна была превышать 300 тонн. Однако бюджет слишком урезали, канал сделали уже и мельче планируемых показателей. Это привело к тому, что проходимые суда теперь не должны были превышать длину 22 м, ширину 7 м (осадка 0,9 м). Реальная грузоподъёмность таких судов составляла смешные 8 тонн. Конечно в период весеннего половодья удавалось пропускать суда с большей грузоподъёмностью (до 80 тонн), но не более 2 месяцев.

Нетрудно догадаться, что с таким каналом о конкуренции с южными торговыми путями не могло быть и речи. В конце XIX века канал оснастили системой шлюзов (всего 14) чтобы увеличить глубину и соответственно тоннаж пропускаемых судов, но это не помогло.

По некоторым источникам, за время эксплуатации с 1887 (первое коммерческое использование) по 1914 год (прекращение использования) по каналу было провезено 1319 тонн груза: 30 525 пудов или 500 тонн – до начала XX века, и 50 000 пудов или 819 тонн – в русско-японскую войну. Было пропущено 65 судов (из них 25 пароходов).

Первая мировая и Гражданская война навсегда разрушили планы по развитию Обь-Енисейского водного пути: иностранные инженеры и строители уехали из страны, соотечественникам же было не до этого. Требовались значительные усилия и средства для работы в болотистой таёжной местности, чего восстанавливающаяся страна дать не могла.

Маршрут экспедиции 1942 года (снимок мемориала, взят из открытых источников)
Маршрут экспедиции 1942 года (снимок мемориала, взят из открытых источников)

В годы Великой Отечественной войны по каналу провели несколько караванов с грузами на Запад для нужд фронта. Также в 1942 году здесь произвели и оценку канала – пришли к выводу, что он экономически нецелесообразен.

С 1991 года развалины канала находятся под защитой государства в качестве особо охраняемой природной территории (ООПТ, Памятник природы «Обь-Енисейский соединительный водный путь»).

Единственное, за что ещё «могла зацепиться» удушаемая экономика Енисейска, была тайга: в городе имелись предприятия по лесодобыче и деревообработке. Но, начиная с 1960-х гг. в 40 км южнее от Енисейска начинает активно развиваться село Маклаково, сегодня известное, как город Лесосибирск. Южный конкурент стал центром деревообработки, лишив Енисейск последнего шанса на выживание. В Лесосибирск была проложена ж/д ветка, да и местоположение у него более удачное, чем у северного соседа (слияние Ангары и Енисея).

Расстояние от Енисейска до Красноярска. Лесосибирск находился ближе к стрелка Енисей-Ангара (помечена на карте), что сделало его более перспективным для развития городом (скриншот и пометки автора канала)
Расстояние от Енисейска до Красноярска. Лесосибирск находился ближе к стрелка Енисей-Ангара (помечена на карте), что сделало его более перспективным для развития городом (скриншот и пометки автора канала)

Таким образом, Енисейск, к концу XX века превратился в умирающий провинциальный город в трёхстах километрах севернее столицы региона. Некогда крупный ремесленный и торговый центр Сибири был забыт на долгие годы.

В начале 2010-х гг. роль Енисейска была пересмотрена. Богатое архитектурное и историко-культурное значение города могло привлечь сюда заинтересованных людей. Вплоть до настоящего времени, предпринимаются попытки вдохнуть жизнь в город с помощью развития туризма, в перспективе, превратив Енисейск в туристический центр.

Работы по привлечению в город туристов достигли апогея в 2019 году, что было связано с празднованием 400-летия Енисейска. Для Сибири это довольно солидный возраст, а в купе с богатой историей и материальным наследием, есть все шансы верить в светлое будущее города. Самым ярким примером, на который стоит опираться Енисейску, является город Томск, который, не смотря на отсечение от Транссиба и иных путей, успешно развивается с каждым годом за счёт деятельности ВУЗов и своего культурного наследия.

Но Томск является скорее исключительным случаем, большинство же городов, расположенных на отрезке Обь-Енисей выше Транссиба постигла печальная участь. Тот же Кетский острог, основанный, как опорный пункт в освоении новых земель, долгое время был перевалочным пунктом для торговцев, военных и промышленников. Именно отсюда шли тобольские и нарымские люди по реке Кеть чтобы основать Маковский и Енисейский остроги.

Кетский острог на карте С.У. Ремезова (карта взята из открытых источников)
Кетский острог на карте С.У. Ремезова (карта взята из открытых источников)

Маленький городок служил для сбора ясака, прокладка Обь-Енисейского пути на какое-то время продлила его жизнь, но с появлением Транссиба и других южных путей острог начал затухать. Да и к тому же, к концу XVIII началу XIX века, пушнины в этих краях уже не осталось, а местное население обеднело. Кетский острог в качестве села Кетское продержался до середины XX века, после чего был ликвидирован.

Сейчас в Енисейск можно попасть водным, авиа и автотранспортом, а также по железной дороге до Лесосибирска (далее на автобусе).

Много информации во избежание смысловой перегрузки не было включено в статью, восполнить какие-то пробелы вы можете с помощью использованных источников.

Благодарю за просмотр!

Источники

Про Енисейск:

  1. Аркадий Захаров. От острогов к городам – ссылка
  2. История возникновения Енисейска – ссылка
  3. Энциклопедия Всемирная история – ссылка

Кетский острог: Иркипедия – ссылка, Тайга. Инфо – ссылка

Про проект М. О. Марксассылка

Про Обь-Енисейский канал:

  1. Энциклопедия красноярского края – ссылка
  2. Сайт ООПТ и Памятника природы краевого значения «Обь-Енисейский соединительный водный путь» – ссылка
  3. Статьи И.А. Агеева из Вестника Томского государственного университета:

Фильмы по Обь-Енисейскому каналу:

  1. 7 чудес Красноярского края (2012 год) – ссылка
  2. Страна будущего (2011 год) – ссылка