Найти тему
Раиса Лебедева +

О каких лисицах, имеющих норы, Говорил Христос?

мое фото
мое фото

Лк.9:57. Случилось, что, когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.
Лк.9:58. Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.

(толкование Феофилакта Болгарского)

Под «лисицами» разумей

лукавых бесов;

они же называются и

птицами небесными, то есть воздушными;

ибо сказано: «по воле князя, господствующего в воздухе» (Еф. 2, 2). Итак, Господь говорит упомянутому человеку:

поскольку бесы имеют в тебе норы, то Я, Сын Человеческий, не имею, где главу приклонить,

то есть в сердце твоем, полном бесов, Я не вижу места для веры в Меня.

Ибо глава Христа есть вера в Него.

Кто уверует, что Христос есть Бог, тот получает главу Христову. А грешник мертв; он и погребает своих мертвецов, то есть лукавые помыслы, тем, что не исповедует их.

  • Итак, Господь намеревающемуся быть Его последователем запрещает погребать лукавый помысл и скрывать оный, но повелевает обнаруживать его через исповедь.

« иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф 8:21-22, ср. Лк 9:59-60

Когда же сей спросил позволения сходить и «похоронить отца» своего, Господь не позволил, но сказал:

оставь мертвым хоронить своих мертвых. Сим намекается,

что отец его был неверующий и потому недостойный пропитываться в старости от сына своего, который уверовал. Предоставь, – говорит, – родственникам «мертвым», то есть неверующим, питать в старости и до гроба неверующего отца твоего. Ибо похоронить здесь означает иметь попечение до самого гроба, – поскольку и в обыкновенной беседе мы говорим: такой-то сын похоронил своего отца, и через сие разумеем не то, что он похоронил его и не сделал ему никакого другого добра, но то, что имел попечение о нем до самой смерти и погребения.

Итак, пусть эти мертвые, то есть неверующие, похоронят своего мертвеца, то есть твоего отца. А поскольку ты уверовал, то, как Мой ученик, проповедуй Евангелие Божие.

Господь, сказав это, не запрещает нам питать родителей,

но научает нас богопочтение предпочитать неверующим родителям и не иметь никакого препятствия к добродетели, но презирать и самую природу.