Живет обычный такой американский бухгалтер средних лет. Дом, жена, дети, работа - дни похожи один на другой. Скучища. Даже ночным грабителям герой фильма не смог дать отпор. Не смог или не захотел? Вы быстро узнаете ответ на этот вопрос. Ведь режиссер - знаменитый клипмейкер Илья Найшуллер, мастер рассказывать большие истории несколькими кадрами (это умение впечатлит вас уже в первые минуты фильма).
Итак, незадачливые воры сунулись к бывшему спецагенту. Убийства - его страсть. Когда-то ему повезло совместить свое хобби и государственную службу. Однажды захотелось "нормальной жизни". Мечта сбылась, принеся покой и смертельную тоску. Теперь появился повод выпустить демонов наружу, и мало никому не покажется. Герой похож на Джона Уика. А еще напоминает другого Джона, Маклейна из "Крепкого орешка" - к боли чувствителен, но духом крепок, и ему все равно, чем отмутузить противника - тарелкой, бутылкой, автобусным поручнем...
Уж сколько фильмов снято с аналогичным сюжетом, не перечесть. После новаторского "Хардкора", открывшего двери в Голливуд, Найшуллер взялся за классический боевик. Совсем как Квентин Тарантино, который раз за разом реализуется в жанровом кино, делает это с любовью к ремеслу и на высочайшем уровне. Пускай повороты и исход сюжета предсказуемы - но как сыграно и снято, как проработаны детали и мелочи, загляденье!
Боб Оденкерк в главной роли хорош чрезвычайно. Правда, с его именем творится какой-то хаос: в российской озвучке он Хитч, на табличках - Hutch, что дало повод русским обзорщикам называть его и "Хатч", и "Хутч". Буду звать по фамилии - Мансел. Тихий и невзрачный в мирных условиях человек, но в опасности у него живые, сверкающие глаза и характерный юморок.
Антагонист - русский мафиозный босс в шикарном исполнении Алексея Серебрякова, занимающий высокое положение в бандитском "землячестве". В фильме впервые появляется поющим песню группы "Комбинация" в ночном клубе "Малина" - и это очень забавно. Пиджак с блестяшками, пляски на сцене, имя "Юлиан" - нетрудно догадаться, почему остальные русские братки не очень его жалуют (между строк проглядывают традиционные для урок расизм и гомофобия), но в полный голос высказать "коллеге" претензии боятся - и правильно делают, Юлиан - тот еще беспредельщик, которого может остановить лишь такой же безбашенный человек.
Осторожно, далее возможны спойлеры!
Многие скажут: уже надоело смотреть в голливудских боевиках на русскую мафию. Но в том-то и дело, что это обычно выходит карикатурно, с водкой, "баляляйками" и т.д. Кому как не хорошему русскому режиссеру воплощать темный образ заграничной русской банды? В Сети пишут, что на русской мафии в сценарии настоял именно режиссер - мол, своих лучше знает. И он действительно хорошо их показал: с реалистичными тюремными наколками, с декларируемым нравственным укладом, с вечным желанием "сожрать ближнего и нагадить на нижнего". А для исполнения этих ролей "перетащил" в голливудский фильм немало российских актеров, в том числе Александра Паля. Засветилась в "Никто" и жена Найшуллера Даша Чаруша. С этим связан забавный момент: в титрах она Даша Найшуллер, и Кинопоиск актрису "не узнает".
Как Тарантино же, режиссер появился в фильме в мелком эпизоде - вместе с другом Сергеем Шнуровым, В фильме заняты также Конни Нильсен (Кристабелла из "Адвоката дьявола"), рэпер RZA и Кристофер Ллойд (дедуля прекрасен и зажигает!). Словом, не фильм, а коробка с конфетами! Есть и разумное количество хороших шуток. Например, в финальном "мочилове" на заводе - ну, как без него? - Манселл между выстрелами обнуляет на стенде показатель "200 дней без производственных травм". Разве не прелесть?
Следить советую за каждой мелочью, они важны. Раздавая "люли" русским бандитам, дед кричит "На здоровье!" - это Найшуллер прикалывается над традиционным русским тостом, который существует только в воображении американцев. Скрещенные пальцы Манселла, который запретил бандитам преследовать его, а сам только погони и хочет. Фразы на итальянском, которыми перебрасываются супруги в финале фильма, - видимо, в отпуск они все-таки съездили! И конечно, сцена после титров, которую стоит дождаться.
Найшуллер "вкусно" использует слоу-мо, Ну, знаете, когда начинается "замес", и все замедляется под какую-нибудь неторопливую мажорную музыку, - мол, ура, экшен! Совсем как в "Дэдпуле", создатели которого тоже приложили руки к фильму. Это совсем не то слоу-мо, что нам показывают в российских псевдопатриотических фильмах, где оно лишь для выпендрежа: "смотри, мама, вот снаряд из дула вылетел, а я его замедлил и покрутил во все стороны - правда, я молодец?". Тут скорее как в композициях гитариста Гэри Мура, где "зависание" на нотах только усиливает наслаждение от музыки.
В общем, при кажущейся на первый взгляд вторичности "Никто" - это фильм-событие, и его совершенно точно стоит посмотреть. Пишите в комментариях ваши впечатления, и спасибо, что читаете мои статьи! Подпишитесь на канал, чтобы не пропускать новые рецензии. Благодарю за возможность посмотреть фильм АУ "Югорский кинопрокат" (г. Ханты-Мансийск). Мои рецензии и другие материалы о киноновинках можно видеть в сообществе учреждения.