Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Советский фильм, где главную роль сыграл опальный актёр

Задумывая экранизацию романа Константина Седых «Даурия», режиссёр Виктор Трегубович говорил, что

вряд ли среди забайкальских казаков, о которых и рассказывал роман, есть те, кто книгу не читал.

Родившийся в Красноярском крае Трегубович отлично знал жизнь сибиряков, их нравы, вкусы, историю, поэтому и ему «Даурия» была близка. Он мечтал сделать фильм по-настоящему сибирским, чтобы зрители видели не стилизованные пейзажи и не подделки под Сибирь, а действительно непроглядную тайгу, реальные деревни и коренных сибиряков. И именно поэтому он настаивал, чтобы картина снималась в Сибири.

Кадр из фильма «Даурия»
Кадр из фильма «Даурия»

Руководство киностудии «Ленфильм» долго не соглашалось. Выезд съёмочной группы обещал обернуться затратами, тем более что лента предполагалась двухсерийной. К слову,

режиссёр изначально вообще хотел делать два отдельных фильма по двум частям романа, поскольку, по его мнению, они разительно различались по настроению. Однако так развернуться ему не дали, пришлось делать историю из двух серий.

Но даже в таких условиях он сумел первоначальный замысел реализовать, пусть и отчасти. Первая серия стала очень лиричной, мелодраматической, повествующей о мирной жизни казаков, и оканчивается она проводами мужчина на начавшуюся Первую мировую. Вторая же была снята совсем иначе — как динамичный приключенческий фильм, отчасти напоминающим вестерн, со скачками на лошадях и перестрелками.

Когда «Даурию» готовили к прокату, Трегубович потребовал, чтобы серии не шли вместе, как один сеанс.

На главные роли он пригласил опытных мастеров Андрея Трусова и Петра Шелохонова. Выбирая на центральную роль Шелохонова, режиссёр рисковал, поскольку

Пётр Шелохонов был в те годы в опале.

Дело в том, что в 1968 году артист снялся в картине «Развязка», где предстал шпионом, который прикидывается добропорядочным милиционером. По неудачному стечению обстоятельств в то же время произошло ЧП всесоюзного масштаба: на генерального секретаря ЦК Брежнева совершили покушение. Сделал это мужчина в милицейском форме. Конечно, бдительные чиновники моментально увидели пересечение с фильмом.

Его тут же отправили на полку, сыгравшего лже-милиционера Шелохонова занесли в «чёрный список», а режиссёрам запретили снимать его в крупных ролях.

Однако Виктор Трегубович почти без колебаний отдал ему роль и точно не прогадал.

Ещё одного центрального персонажа изобразил очень популярный Виталий Соломин, которого публика боготворила, особенно женская её часть.

Фото со съёмок. Виталий Соломин
Фото со съёмок. Виталий Соломин

Кстати, во второстепенной роли появился его брат Юрий Соломин, тоже бывший на пике успеха после только что вышедшего многосерийного фильма «Адъютант его превосходительства» (1969). «Даурия» стала первой их встречей на экране, а через восемь лет Виталий и Юрий снова встретятся на площадке, играя хитрецов-приятелей в фееричной музыкальной ленте «Летучая мышь».

Но главной звездой «Даурии» стал, бесспорно, патриарх советского кино Ефим Копелян, сыгравший поселкового атамана.

Копеляну не впервой было изображать мужчин мужественных, сильных, харизматичных, и здесь ему снова пришлось человека, который не отступает от принципов, который верен своему делу, пусть и обречённому.

Образ Ефима Копеляна позже оценили очень высоко, назвав его героя украшением истории, но, впрочем, вряд ли найдётся работа этого действительно великого артиста, которую можно покритиковать.

Фото со съёмок. Крайний справа - Ефим Копелян
Фото со съёмок. Крайний справа - Ефим Копелян

Когда съёмки стартовали, группа отправилась на три месяца в Читу. В тот год в Забайкалье стояла невыносимая жара, но и артисты, и персонал стойко выносили капризы погоды и работали в привычном ритме. Огромную помощь оказали и местные. Жители деревень и посёлков, окружавших Читу, охотно снимались в массовых сценах. В те края киношники приезжали нередко, так что селяне уже привыкли к камерам и сами предлагали себя в качестве статистов. Кроме того,

местные разыскали старый паровоз дореволюционной постройки, который был уже не на ходу. Но нашлись умельцы, которые ради киношников отремонтировали его и вернули на рельсы.

А чтобы снять эпизод на железной дороге, понадобилась помощь железнодорожного начальства. Сцену снимали на трассе Москва-Владивосток, по которой поезда следовали с промежутком не более 10 минут. Всеми правдами и неправдами железнодорожники умудрялись встроить в это плотное расписание съёмки очередного дубля, так что эпизод действительно получился захватывающим.

А вот снять много эпизодов в казачьем посёлке Елизаветино, которому предстояло «сыграть роль» посёлка Мунгаловского, того самого, что описал в романе Константин Седых, не получилось. Причина была прозаической:

в Елизаветино уже пришла цивилизация, повсюду стояли столбы ЛЭП, высились радио- и телеантенны.

Избежать попадания в кадр технических примет времени было невозможно, хотя операторы старались как могли. Но в конце концов приняли решение выстроить казачий посёлок для досъёмок под Нарвой, куда и перебрались кинематографисты. В нарвских декорациях и доделали «Даурию». Переезд в Нарву стал спасением для многих занятых в фильме артистов, которые играли в ленинградских театрах. Добираться до родных сцен из Читы было затруднительно, а попасть на спектакль из Нарвы было делом куда более лёгким.

Работа в окрестностях Нарвы растянулась на месяцы, завершились съёмки лишь под конец 1971 года, а весной 1972 года «Даурия» вышла в прокат.

Зрителям «Даурия» пришлась по вкусу: к концу года она собрала почти 50-миллионную аудиторию, заняв четвёртое место в списке лидеров проката года. Поклонники романа Седых критиковали Трегубовича за то, что он упустил некоторые сюжетные линии и упростил кое-каких персонажей, но большая часть публики картиной восхищалась. И не в последнюю очередь за так любовно показанную режиссёром забайкальскую природу, её красоту и покоряющую мощь. Этими кадрами был доволен и сам режиссёр, присоединявшийся к Антону Павловичу Чехову, написавшему в дневниках, что

в Забайкалье можно найти и Швейцарию, и Валдай, и Полтавскую область, и Звенигород, но копию самого Забайкалья не сыскать нигде.

А вы замечаете разницу между сценами из «Даурии», снятыми под Читой и под Нарвой?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-4

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц