Альбом британской рок-группы Uriah Heep «Sweet Freedom», записанный и вышедший в 1973 году – это первый «современный» морально и музыкально на то время релиз группы, и одновременно он является и самым типичным диском UH. Мало того – он стал одним из самых успешных в США и Великобритании, невзирая на критику ничего не понимающих в рок-музыке «специалистов»
Альбом Uriah Heep «Sweet Freedom» я услышал в 1976 году, уже после того, как прослушал первые пять дисков этой прекрасной группы. Этот альбом на меня произвел очень мощное впечатление, потому что, как это ни странно говорить, он показался мне, в отличие от предыдущих, первым альбомом с современным звучанием. Да, это уже не был альбом «из раньшего времени», когда в моде была некоторая музыкальная архаика, музыканты просто подтянули пояса и стали сочинять по-другому, кардинально изменив звучание.
Правда, не все песни с альбома мне понравились, есть две, которые хоть и не портят его, но все же являются представителями предыдущих лет. Это композиции «One Day» и «Sweet Freedom». А вот все остальное – это непререкаемые шедевры.
Сам по себе альбом не был таким металлически мощным, как, например, «Look at Yourself», или таким по хиповски цветастым, как «Demons and Wizards» или «The Magician's Birthday», однако он был очень целеустремленным, практически концептуальным. И всеми своими смелыми решениями он мне понравился безоговорочно. Я взял его на вооружение, как острый меч перед большой битвой, и после выхода каждого последующего альбома группы все больше и больше убеждался в том, что такой уникальной решительности и, вместе с тем, универсальности в музыке «хипы» больше не проявляли.
В общем, альбом получился на славу, и я считаю его вершиной музыкальных способностей группы, хотя впоследствии они записали еще более сильные альбомы, такие, например, как «Return to Fantasy» и «Firefly». Но те альбомы не были «хиповскими» на все 100%, множество элементов в их музыке было заимствовано извне, от других групп. А вот «Sweet Freedom» - это чистый Uriah Heep, без всяких «но» или «мне кажется». В этом альбоме ничего не кажется, это классический «Юрай Хип», и точка. Единственный в своем роде.
В общем, приступим к разбору полётов:
Сторона 1:
1). Dreamer (3:41). Убойный хит, хотя хитом никогда не считался. Но, как на мое мнение – это самый замечательный, самый отточенный стилистически боевик не только на этом диске, но и во всем творчестве группы эпохи Байрона. По сути, это рок-н-ролл, но основанный на очень мощных хардовых рифах и посаженный на жесткую фанковую основу.
2). Stealin' (4:49). Тоже шедевр, причем, в отличие от «Dreamer» - признанный «мировым сообществом». Эта песня практически полностью, если кто не заметил, основана на ритм-концепции другого боевика – «Easy Livin’» 1972 года, только сменена скорость, тональность и шаг. Но от этого она не становится менее шедевральной, и наряду со своим прототипом является культовой – без этих двух номеров не обходится ни один концерт группы даже сегодня.
3). One Day (2:47). Вокальная часть этой песни прекрасна, но вот сама она в целом не вызывает у меня никакого умиления. Хотя часто замечаю, что про себя подпеваю вслед за Байроном весьма виртуозно сконструированный куплет.
4). Sweet Freedom (6:37). Еще одна не сильно впечатляющая песня, хотя надо отдать должное – музыкально сварена она круто. Однако вот вокальная часть слишком патриотична для того, чтобы я умудрился прослушать песню до конца.
Сторона 2:
5). If I Had the Time (5:43). Замечательная феерия, поначалу вроде не представляет собой чего-то особенного, но чем дальше поет Байрон и чем громче звучат синтезаторы – тем сильнее ощущение чего-то шедеврального в стиле спейс-рок.
6). Seven Stars (3:52). Очумелый боевик рок-н-ролльного типа с акустической гитарой на главной линии. Байрон тут – выше всякой похвалы.
7). Circus (2:44). Такая себе баллада, но очень проникновенная, тем более что музыканты очень хорошо постарались, поддержав своей прекрасной игрой такой же прекрасный вокал Байрона.
8). Pilgrim (7:10). Потрясающий многосоставной эпик, как раз в стиле UH. Не ошибусь скорее всего, если назову эту композицию самой удачной эпической песнью группы. Ну, шедевр шедевров, да и только.
Бонус:
9). Sunshine (4:48). Эту песню на альбом не включили, но она вышла одновременно с ним на сингле «Dreamer» в Японии и сингле «Stealin'» во всех остальных странах. Очень архаичная песня, подошла бы к диску «Salisbury» в 1970 году, но для года 1973-го, а особенно для альбома «Sweet Freedom» - это позавчерашний век.
В заключение следует сказать, что это первый альбом UH, записывавшийся не в Лондоне, и вообще не в Англии. Для его записи группа сняла студию во французском замке Шато д'Эрвилль возле Парижа, сделано это было из тех соображений, что из-за возросших доходов группы платить налоги в Великобритании стало очень накладно.
Также этот альбом входит в тройку самых успешных альбомов UH в США после предыдущих двух (33-я позиция против 31-й и 23-й), спустя 6 месяцев он получил статус «платинового», то есть за этот срок было продано более 500 тысяч копий.
Кроме того, альбом является вторым по популярности за всю историю группы в Великобритании – его обогнал в 1975 году только «Return to Fantasy» (18-я позиция в чартах против 7-й).
И ещё: это был первый диск UH, вышедший в Америке на Warner Bros. Records. Продюсер группы Джерри Брон порвал все связи с предыдущим лейблом Mercury, после того, как начал подозревать, что менеджмент этой компании его просто обворовывает, скрывая доходы от продажи пластинок.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Uriah Heep «Demons and Wizards», 1972 г. Альбом, принесший группе первую всемирную славу
Uriah Heep «Look at Yourself», 1971 г. Альбом, вместивший в себя сразу три крупных рок-шедевра
«Salisbury» - это недооцененный шедевр Uriah Heep, давший группе путевку в жизнь
Uriah Heep «Very' Eavy… Very' Umble» 1970 г. ~ это всего лишь одна суровая и мощная песня