Как вы думаете, сколько решений вы принимаете в среднем за день? Десятки? Может быть, сотни? Психологи считают, что на самом деле это тысячи. Некоторые из этих решений оказывают сильное влияние на нашу жизнь (например, идти ли в колледж, жениться или заводить детей), в то время как другие относительно тривиальны (например, есть ли на обед бутерброд с ветчиной или индейкой).
Некоторые из этих вариантов оказываются действительно хорошими (вы выбираете специальность в колледже, которая затем ведет к полезной карьере), в то время как другие оказываются не очень хорошими (выбранный вами бутерброд с индейкой был ужасен и расстроил ваш желудок).
Итак, когда вы оглядываетесь на свою жизнь и думаете о некоторых из своих неудачных выборов, вы можете задаться вопросом, почему именно вы приняли те решения, которые сейчас в ретроспективе кажутся такими неудачными. Почему ты вышла замуж за того, кто тебе не подходил? Почему вы купили этот компактный автомобиль с завышенной ценой, когда у вас четверо детей и вам нужен автомобиль побольше? О чем вы думали, когда прошлой осенью купили эти ужасные джинсы с завышенной талией?
Само собой разумеется, что вы, вероятно, и дальше будете принимать неправильные решения, но вы сможете глубже понять процесс, лежащий в основе этих порой иррациональных решений.
Существует ряд факторов, которые способствуют неправильному выбору, и знание того, как эти процессы работают и влияют на ваше мышление, возможно, поможет вам принимать более правильные решения в будущем.
Затем узнайте, почему принятие мысленных сокращений иногда приводит к неправильному выбору.
1. Мысленные ярлыки могут сбить вас с толку
Если бы нам пришлось продумывать все возможные сценарии для каждого возможного решения, мы, вероятно, не успели бы много сделать за день. Чтобы принимать решения быстро и экономично, наш мозг полагается на ряд когнитивных сокращений, известных как эвристика. Эти ментальные практические правила позволяют нам делать суждения довольно быстро и часто довольно точно, но они также могут привести к нечеткому мышлению и неправильным решениям.
Одним из примеров этого является небольшой хитрый умственный ярлык, известный как смещение привязки.
Во многих различных ситуациях люди используют начальную отправную точку в качестве привязки, которая затем корректируется для получения окончательной оценки или значения. Например, если вы покупаете дом и знаете, что дома в вашем целевом районе обычно продаются по средней цене 358 000 долларов, вы, вероятно, будете использовать эту цифру в качестве основы для согласования покупной цены выбранного вами дома.
В классическом эксперименте исследователей Амоса Тверски и Даниэля Канемана участников просили крутить колесо фортуны, которое предлагало число от 0 до 100. Затем испытуемых просили угадать, сколько стран Африки принадлежит к Организации Объединенных Наций. Те, кто получил большое число на колесе фортуны, с большей вероятностью предполагали, что в ООН много африканских стран, тогда как те, кто получил меньшее число, скорее всего, дали гораздо более низкую оценку.
Итак, что вы можете сделать, чтобы минимизировать потенциальное негативное влияние этих эвристик на ваши решения?
Эксперты полагают, что простое понимание того, как эвристика влияет на решения, может помочь вам избежать принятия неверных решений.
В случае смещения привязки может помочь ряд возможных оценок. Поэтому, если вы покупаете новый автомобиль, предложите диапазон разумных цен, а не сосредотачивайтесь на общей средней цене конкретного автомобиля. Если вы знаете, что новый внедорожник будет стоить где-то от 27000 до 32000 долларов за требуемый размер и характеристики, вы можете принять лучшее решение о том, сколько предлагать для конкретного автомобиля.
Затем узнайте, как сравнения, которые вы делаете, иногда приводят к неверным решениям.
2. Вы часто делаете плохие сравнения
Откуда вы знаете, что вы получили хорошую скидку на только что купленный цифровой планшет? Или как узнать, что цена, которую вы заплатили за литр молока в продуктовом магазине, была справедливой? Сравнение - один из основных инструментов, которые мы используем при принятии решений. Вы знаете, какова типичная цена таблетки или литр молока, поэтому вы сравниваете предложения, чтобы найти лучшую цену. Мы присваиваем ценность в зависимости от того, как предметы сравниваются с другими вещами.
Но что происходит, когда вы делаете плохие сравнения? Или когда элементы, с которыми вы сравниваете свои варианты, не репрезентативны или не равны? Рассмотрим, например, следующее: как далеко вы готовы сэкономить 25 долларов?
Если бы я сказал вам, что вы можете сэкономить 25 долларов на предмете за 75 долларов, подождя 15 минут, вы, вероятно, это сделаете. Но если бы я сказал вам, что вы могли бы сэкономить 25 долларов на предмете за 10 000 долларов, вы все равно были бы готовы изо всех сил, чтобы сэкономить деньги? В большинстве случаев люди менее склонны ждать дальше, чтобы сэкономить на более дорогом товаре. Почему? Двадцать пять долларов в любом случае по-прежнему равны.
В таких случаях вы просто становитесь жертвой ошибочного сравнения. Поскольку вы сравниваете сумму, которую вы откладываете, с суммой, которую вы платите, 25 долларов кажутся гораздо большей экономией по сравнению с предметом за 75 долларов, чем при сравнении с предметом за 10 000 долларов.
Принимая решения, мы часто проводим быстрые сравнения, не задумываясь о возможных вариантах.
Чтобы избежать неверных решений, полагаться на логику и вдумчиво изучить варианты иногда может быть важнее, чем полагаться на вашу немедленную «внутреннюю реакцию».
3. Можно быть слишком оптимистичным
Удивительно, но люди склонны иметь врожденный оптимизм, который может мешать принятию правильных решений. В одном интересном исследовании исследователь Тали Шарот спросила участников, каковы, по их мнению, шансы на то, что произойдет ряд неприятных событий, таких как ограбление или смертельная болезнь. После того, как испытуемые сделали свои прогнозы, исследователи сказали им, каковы были фактические вероятности.
Когда людям говорят, что риск того, что произойдет что-то плохое, ниже, чем они ожидали, они склонны корректировать свои прогнозы, чтобы они соответствовали новой информации, которую они узнали. Когда они обнаруживают, что риск того, что что-то плохое на самом деле намного выше, чем они предполагали, они склонны просто игнорировать новую информацию. Например, если человек прогнозирует, что вероятность умереть от курения сигарет составляет всего 5%, но затем ему говорят, что реальный риск смерти на самом деле ближе к 25%, люди, скорее всего, проигнорируют новую информацию и будут придерживаться своей первоначальной оценки.
Частично этот излишне оптимистичный взгляд на вещи проистекает из нашей естественной склонности полагать, что плохие вещи случаются с другими людьми, но не с нами. Когда мы слышим о чем-то трагическом или неприятном, происходящем с другим человеком, мы часто ищем вещи, которые этот человек мог сделать, чтобы вызвать проблему. Эта склонность обвинять жертв защищает нас от необходимости признать, что мы так же подвержены трагедии, как и все остальные.
Шарот называет это предвзятым отношением к оптимизму или нашей склонностью переоценивать вероятность переживания хороших событий, недооценивая вероятность переживания плохих событий. Она предполагает, что это не обязательно связано с верой в то, что все просто волшебным образом встанет на свои места, а с чрезмерной уверенностью в своих способностях добиваться хороших результатов.
Итак, какое влияние эта предвзятость оптимизма оказывает на принимаемые нами решения? Поскольку мы можем быть излишне оптимистичны в отношении собственных возможностей и перспектив, мы с большей вероятностью верим, что наши решения являются наилучшими.
Эксперты могут предупредить, что курение, малоподвижный образ жизни или употребление слишком большого количества сахара могут убить, но наш оптимизм заставляет нас думать, что это в основном убивает других людей, а не нас.