Здравствуйте, друзья! Меня зовут Татьяна. Я филолог. Рада, что заглянули на мой канал.
Ещё в молодые годы мой муж как-то пожаловался своей старой тётке на хандру. И она сказала: "Работай! - и тоски не будет..." Он запомнил эти слова. Да и сам уж заметил: если одолевают тягостные мысли, надо двигаться. Что-то делать. Снег чистить, крышу чинить... Дело - лечит, уходит маета...
Да простят меня мужчины, этот совет больше относится к ним. У женщины всегда есть забота: дети, домашние хлопоты. А если хозяин дома захандрил - молоток ему в руки. Ну или что-нибудь другое.
Виктор Астафьев в романе "Царь-рыба" описал интересный случай из жизни охотников-промысловиков. Собрались трое парней (один был постарше, бывалый) на весь охотничий сезон в тундру. Планировали прожить несколько месяцев в охотничьем зимовье, настрелять песца, заработать.
Сначала всё у них спорилось: заготовили дров, наловили рыбы, подготовили приманку для зверя, капканы.
Но в тундре в тот год случился мор лемминга. И песец ушёл далеко от этих голодных мест. Вернуться домой у охотников не было возможности. Оставалось провести втроём четыре месяца без дела (!) в зимовье. "Охотники были сражены. Холодов ждали, ветров, одиночеством тяготились уже, но развеивались надеждой: «Вот пойдет песец, некогда скучать будет!»
Старшой предупредил: "Если останемся, постреляться можем..." И охотники дали клятву, что будут держаться.
Чего только они не придумывали долгими зимними вечерами в избушке, заметённой чуть не до крыши снегом! Иногда по нескольку дней бушевала метель, и нельзя было выйти даже по нужде. Если бы промысел был, они занимались бы выделкой шкурок или чем-то другим. А так...
Парни рассказывали истории. У старшого их оказалось столько, что можно было рОман написать. Да бумаги в избушке не было...
Постепенно они стали раздражать друг друга настолько, что чуть не хватались за топоры. И настал день, когда сцепились так, что летели клочья. Чуть избушку не сожгли. У них не было дела, которое наполняет смыслом день. Дела, которое заставляет людей держаться вместе.
А ещё видения стали являться. Неосторожно старшой рассказал им охотничью байку про шаманку, которая бродит по тундре в поисках жениха. И с тех пор Кольке и Архипу стала являться шаманка, пленительная, красивая...
Один раз Колька погнался за ней. "Он ее хватал, горячо нашептывал ей русские и эвенкийские нежные слова. Она понимала их, похихикивала, играла глазками. Совсем он ее заморочил, настиг, схватил за косу, но мягко отделилась коса от головы шаманки, и так с вытянутой, крепко сжатой рукой Коля обвалился под яр Дудыпты и лежал какое-то время ничком в снегу, и плыл куда-то вместе с осыпью, не веря обману. Снег все накатывался, накатывался сверху, перемерзлый, сыпучий".
Уже погибая, нашёл в себе силы выстрелить из ружья. Нашли его товарищи. Колька долго болел, а они лечили его. Сутками не отходили. И вот тут, в этом общем деле, забыли вражду. И дожили до вертолёта.
Много раз перечитывая эту историю, всегда думала: вот жалуются люди на работу! А если отнять её? Лучше будет? Нет, труд - это одна из основ жизни. Не менее важная, чем здоровье, семья, родина.
Конечно, тётка мужа, деревенская женщина, сибирячка, не вдаваясь в красивые рассуждения, просто и ёмко сказала правильно.
А вы как думаете? Знакомы ли вам похожие истории?
Любите ли вы "Царь-рыбу" или другие произведения Виктора Астафьева?
Понравилась статья? Поддержите лайками! Подписывайтесь на мой канал!
Вам будут интересны другие публикации канала:
Никита, Люба и река Потудань... Так начинался фильм Кончаловского "Возлюбленные Марии" | Про жизнь, литературу и кино... | Яндекс Дзен (yandex.ru)