Найти в Дзене

Почему не развивают развивающие игры

Оглавление

Мне не раз и не два попадались самые разнообразные рекомендации по поводу того, как быстро и без лишнего труда озадачить питомца каким-нибудь чрезвычайно полезным занятием. Кроме обожаемого #зообизнеса , производящего разнообразные приблуды "по науке" (интересно, какой?!), есть еще море разного рода импровизаторов, творящих от души.

...но я попытаюсь это сделать.
...но я попытаюсь это сделать.

И, если с зообизнесом все понятно: главное в этом слове – "бизнес", а он к здравому смыслу всегда имеет очень отдаленное отношение, то с энтузиастами все намного сложнее. Среди них действительно есть люди увлеченные, но качество и уровень их знаний непредсказуемы. Я не раз уже писал о том, как это получилось. В эпоху "свободы" на волне отрешения от старого мира для нас открылось много новых #знаний , которые выглядели (да и были) совершенно революционными. И, чем больше они отличались от всего, что мы знали до тех пор – тем бóльший восторг вызывали в неокрепших умах.

А дельцам что: им покажи "горячую" тему – они еще и сами ее подогреют, чтобы все сливки снять. Так появились целые издательства, продвигавшие кто конкретных авторов, а кто и целые псевдонаучные направления. Были и весьма известные, тащившие "оттуда" все, что плохо лежит. В переводах, выполненных студентами на занятиях по инязу (технология отработана: текст раздают на "тысячи", потом собирают снова, слегка причесывают – и вуаля! книжка готова!) довольно средненькие записки какого-нибудь #ветврача зоополиции могли превратиться в бестселлер. Правда, я приводил уже свой любимый пример с популярной брошюркой по ветеринарии для #собачников , где было сказано, что столбняк нельзя назвать инфекционной болезнью...

Дурацкие затеи бывают разные. Кто-то в сорок разных кружков ходит...
Дурацкие затеи бывают разные. Кто-то в сорок разных кружков ходит...

И вот представьте: в этом море не пойми чего оказались любители собак (и кошек). Как им разобраться, что правда, а что мусор, если большинство не имеет не то, что специальных знаний, а даже самых поверхностных курсов? Каждый хватает первое, что попало под руку и рассчитывает, что уж ему-то достался кусочек Истины. Так и рождаются "глубоко научные" идеи – в том числе, для зообизнеса.

Но для "частника" наибольший интерес всегда представляют #"лайфхаки" – то, что можно сотворить при помощи очумелых ручек с минимальными затратами. Чего только ни изобретают! И дармовые подобия "конгов", и доморощенные вариации на тему действительно полезных игр – но по принципу "слышал звон...", и просто лютую отсебятину. Главный принцип – позаковыристее с виду и никаких затрат на исполнение. Одним из самых "безжалостных и беспощадных" шедевров оказалась коробка, в которой перемешаны обрывки бумаги и кусочки сухого корма.

И ладно бы еще весь этот #креатив ухитрялись "приделать к месту". Но нет, "петух прокукарекал, а там хоть не рассветай". Объяснить, как с толком использовать эти затеи, не в состоянии ни их авторы, ни восприемники. Попытка выяснить, что же такое развивают предлагаемые занятия, вызывает, в лучшем случае, глухое молчание. А чаще – просто бан на вечные времена.

Самое любопытное, что большинство этих изобретений (кроме откровенно вредных или опасных) можно было бы использовать с толком. Достаточно только знать, что происходит со зверем в процессе и не пускать это дело на самотек. Я не буду сейчас давать подсказок "самоделкиным", мне их не жалко. Но есть один нюанс, который уничтожает их главный посыл.

Я говорю об идее "самозанятости" зверя и его "саморазвитии".

Я писал уже о роли хозяина (если он хозяин, а не просто владелец) в жизни зверя. Но как, скажите на милость, должна формироваться эта роль, если #хозяин полностью исключает себя из жизни своего питомца? Чем (и кем!) должна управляться якобы очень интеллектуальная деятельность зверя? Какие решения он учится принимать в этих играх?

Никакая самостоятельная игра не научит зверя взаимодействовать с хозяином и доверять ему. Ни одна подобная затея не привьет щенку умение "душить прекрасные порывы" и управлять собственной активностью. Никогда "самозанятая" собака не научится себя вести, например, в присутствии детей. Или даже сородичей. Никому не удастся без труда сделать собаку умной, что бы это ни значило.

Только непосредственное участие хозяина в жизни и развитии собаки может превратить её в надежного товарища, который не подведет ни в толпе, ни при появлении детей, велосипедистов и прочей неуравновешенной фауны. И для этого не нужны ни "высоконаучные" произведения зообизнеса, ни вращающиеся бутылки, ни обувные коробки с туалетной бумагой, ни "поисковые коврики". Достаточно подручных средств и немного фантазии. А если уж вам не терпится использовать что-нибудь этакое – сперва подумайте, для чего вы хотите это применить: что именно вы будете развивать с помощью той или иной приспособы.

И еще раз: Карфаген должен быть разрушен! ТОЛЬКО участие хозяина решает всё!

Фото с просторов
Фото с просторов

Ну, и на закуску самое неприятное. У многих сейчас возникнет сильное желание запустить в монитор чем-нибудь тяжелым, а потом еще и обвинить меня в порче имущества. Но это замечание для тех, кто хочет думать.

Вся заманчивая прелесть "развивающих игр" кроется в двух естественных для человека вещах. Во-первых, это самоутверждение: я ведь так забочусь о своем звере, что даже навыискивал/наизобретал/напокупал ту еще кучу супер-пупер развивающих игр. А во-вторых – как и с сухими кормами, банальная лень. Один раз смастерить (или даже купить) какой-нибудь хитрый снаряд – и больше ничего не нужно! Зверь развивается самостоятельно и не требует внимания!

P.S. И еще. Казалось бы, к теме статьи это имеет очень отдаленное отношение. Но игры "в мячик" или "в палочку" – ничто иное, как та же самая привычка избавляться от "вечно путающейся под ногами" собаки. А по сути – обыкновеннейшая безответственность.

И да, я не оригинален. Я встречал подобные же разгромные статьи, посвященные "развивайкам" для детей. На что только ни ссылаются изобретатели этих штуковин: и развивают-де мелкую моторику, и музыкальный слух, и различение цветов-форм-фактуры (в моем детстве для этого служили кубики и пирамидки – просто и доступно). Но главное – все то же самое: родителям невмоготу заниматься с ребенком, нужно придумать ему что-нибудь этакое. А ребенок, как и собака, не станет развиваться, если это развитие не направлять! И простенькую пирамидку соберет (если станет! а ему зачем?) не по размеру или цвету, а как попало. И буквы в планшетку вдавит коленом, а не по алфавиту – все видели такие картинки в интернете. И клавиши у синтезатора выломает, потому что интереснее, что у него внутри, чем то, как на нем можно сыграть.

Мораль: не ленитесь и не перекладывайте свои функции на выдуманные от досужего ума причиндалы. Не поможет.




Дорогие друзья! Моя специальность – ветеринарная (клиническая) психология и разные аспекты психосоматики. От стрессовых реакций до серьезных психогенных болезней. Есть вещи, с которыми не справиться ни дрессировкой, ни с помощью "обычных" врачей. Вот этим-то я и занимаюсь!

Я всегда рад дать нужный совет. Пишите в lapchuck@vetpsy.ru, а лучше – сразу стучитесь в скайп jorje0473 или телеграм @VetPsychologist .