Здравствуйте все, кто меня читает. С вами Анфиса.
Во вчерашней статье
Место ли ребенку рядом с дементным родственником? (часть 1)
я рассказывала о том, как на моей дочери отразились десять лет жизни рядом с очень старой бабушкой с проблемами ментального характера.
Статья, я вижу, мало кого оставила равнодушным.
Хочу всех успокоить – бабушка сейчас социально не опасна. Она большую часть времени спит, психозов сейчас нет. Поэтому мы все немного успокоились.
Я думаю, моя дочь – сильная девочка. Психика ребенка более пластична, чем взрослого. Они легче забывают какие-то негативные моменты. Она справится и со временем негативные воспоминания сотрутся из ее памяти. Хочу надеяться на это.
Конечно, прошлого уже не вернешь. Если бы отмотать эти десять лет назад, то мы, вооруженные теми знаниями, которые имеем сейчас, конечно же, оставили бабушку в своей квартире на максимально возможный срок. Ходили бы, проведывали, помогали, но жили бы отдельно. Так было бы лучше всем.
Незадолго до того, как моя свекровь пришла к нам жить, в интернете я познакомилась с женщиной, мама которой была на тот момент больна болезнью Альцгеймера.
Мы подружились. Эта женщина была единственной дочерью своей мамы и поэтому все «прелести» ухода за тяжелобольной матерью легли на ее хрупкие плечи.
К моменту нашего знакомства она ухаживала за мамой года четыре. Маму она когда-то перевезла из небольшого районного центра в крупный областной город. Купила ей квартиру. Мама жила там одна, ухаживать дочери за мамой никто не помогал.
Болезнь у мамы была в очень тяжелой форме. Она была агрессивной, частенько не узнавала дочь. Могла вынести мебель из квартиры на лестничную площадку. Все время требовала, чтобы ее отвезли обратно в родной город. В моменты психозов в квартире случался филиал ада. Однажды дочь, не выдержав, попробовала поместить мать в ПНД, но матери там стало еще хуже, дочь ее забрала и продолжала дальше нести этот крест.
Подруга очень любил маму, ту, прежнюю, она очень много сделала для дочери и дочь пыталась, насколько хватало сил, облегчить матери последние годы жизни.
У подруги от переживаний начались серьезнейшие проблемы со здоровьем – сильные головные боли, которые невозможно было ничем снять,
Когда я собралась взять свекровь к себе жить, она написала мне длинное письмо в соцсети. И удалила его. Я не прочитала. Как потом она призналась, в письме она хотела предостеречь меня от того, чтобы взять бабушку к нам, зная, к чему это может привести. Это был ее ответ на мой вопрос, почему она не хочет взять мать к себе жить? (Наивная я чукотская девочка! Какая же я была тогда наивная!). Она знала, чем это всё грозит и не поделилась со мной. Не захотела влиять на мой выбор. (Здесь должен звучать горький смех).
У нее было две дочери. Но она, разрываясь между работой, детьми и больной матерью, никогда не привлекала своих детей к уходу за бабушкой. Я спросила, почему так? И она сказала, что она хочет, чтобы дочки запомнили бабушку здоровой, веселой, красивой, ласковой. Настоящей бабушкой.
Бабушка освободила их восемь лет назад. Сейчас она с дочками ездит к ней на kлaдбище, обязательно с живыми цветами. У дочек, действительно, с бабушкой связано всё самое доброе и светлое. А подруга сейчас инвалид по слуху. Столько лет ухода за тяжелобольной психическим заболеванием матерью очень тяжело сказались на ее здоровье.
Я сейчас время от времени снимаю на телефон нашу бабулю в ее нынешнем состоянии. Отправила один раз этой подруге. Она сказала, что она не стала бы делать такие видео, чтобы все, все-таки помнили бабушку прежней.
Я не совсем с ней согласна. Что было, то было. Если об этом не говорить, не рассказывать, то никто и знать не будет, что же у нас происходило на самом деле.
Сейчас, когда я имею уже такой негативный опыт проживания рядом с больным деменцией, могу точно сказать, что детям рядом с дементными не место. Злобу, агрессию, другие неприятные и пугающие проявления жизни рядом с таким больным ребенку видеть совсем не обязательно. И, как бы тут не говорили, что дети должны ухаживать за такими родственниками, чтобы учиться быть милосердными, чтобы потом они так же могли ухаживать за своими родителями, я считаю, что это не так. Наоборот, детей нужно максимально ограждать от этого.
Мне кажется, что ухаживая за больными деменцией бабушкой или дедушкой, ребенок не добрее станет, а, наоборот, будет чувствовать к близкому человеку не любовь и сострадание, особенно, если он не видел этого раньше, а только раздражение, злобу, вплоть до ненависти. Как это и случилось с моей дочкой.
Я читаю комментарии под всеми моими статьями. Стараюсь по возможности отвечать на них. Самые интересные сохраняю и потом иллюстрирую этими высказываниями свои мысли.
Вот и «детская» тема нет-нет, но всплывает в комментариях. Многие, даже по прошествии многих лет, не испытывают к своим ушедшим дементным родственникам никаких добрых чувств. Мне кажется, это в корне неправильно. Ведь до болезни они были, наверняка, такими же хорошими и добрыми, а запомнились безумными, агрессивными.
А вот что думают по этому поводу некоторые комментаторы:
А что думаете вы, дорогие читатели по этому поводу? Поделитесь, у кого есть такой опыт.
Если вам близко то, о чем я пишу, ставьте лайки, подписывайтесь на канал. Так же жду ваши истории в комментариях.