Новость дня.
Американский режиссер Алекс Рамирес-Маллис, чтобы заработать на увлечении невзаимозаменяемыми токенами (NTF),выставил на продажу аудиозаписи своего газообразования. Индивидуальные записи его метеоризма можно купить за 85 долларов (6,2 тысячи рублей).
Логика «мастера» такова: «Если люди продают цифровое искусство и гифки, почему бы не продавать шептуны?» (из интервью New York Post).
Чем закончился бизнес-проект американского режиссера, - говорить не стану. Не в этом суть. (В России тоже есть разные предприимчивые деятели искусства: и Достоевского ставят, и на катафалке в ЗАГС бодрым аллюром прибывают. Как писал Достоевский, «что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой». )
Вопрос в другом - в эстетическом и этическом мракобесии.
Недавно на своем канале я писала размышления об эпохе постмодерна – и вот, словно иллюстрация к теории, - сегодняшняя новость. Не знаю, как у вас, - у меня лично такие новости, прежде всего, вызывают чувство брезгливости. Впрочем, что с меня взять? Я консервативный эстет, укорененный «девятнадцативечник» (в том смысле, что люблю культуру «золотого» 19 века). И первая моя реакция - укрыться в «башне из слоновой кости». Скроить интеллигентское обиженное лицо – и читать Тургенева. И тогда мой личный мирок, кажется мне, вновь обретет уют, гармонию и прекраснодушные идеалы.
Однако понимаю, что к действительности мой мирок не будет иметь ровным счетом никакого отношения. Ибо действительность другая – постмодерн: противоречивость, двусмысленность, отсутствие общепринятого понятия прекрасного .
И главное - никакого тайного смысла в искусстве (впрочем, точно так же, как нет единой моральной нормы в обществе).
Кто-то скажет, что это здорово, что это ужасно раскрепощает, что единственным способом постижения свободы личности и является такой вот хаос… Но мне не нравится.
Не нравится обман эстетических ожиданий зрителя , не нравятся все эти крайности «тонко чувствующих» режиссеров и художников. Не нравится то, что они в погоне за узнаваемостью и так называемым «хайпом», окончательно теряют себя, забывая важный принцип постмодерна : если нет общепринятого понятия прекрасного, - нет и автора. Он УМЕР.
Впрочем, не об авторе, который умер, речь. Речь о нас с вами. О тех, кто воспринимает искусство постмодерна.
Ролан Барт, теоретик постмодернизма, пишет так: «Читатель — это человек без истории , без биографии , без психологии , он всего лишь некто , сводящий воедино все те штрихи , что образуют письменный текст» .
Вопрос только один: хочу ли я быть этим самым некто? А вы?