Как сохранить для истории старинные кино- и фотоматериалы?
Они встретились спустя полвека на том же месте. Только время за окнами МКЦ совсем другое. Сергей Новиков и Владимир Тихомиров в 1970-х годах руководили в этих стенах областным клубом кинолюбителей. Кинопленка давно стала артефактом, а то, что запечатлено на ней, еще ценнее, потому что такой Рязани и таких людей мы уже никогда не увидим.
Руки операторов отвыкли от коробок с целлулоидной пленкой, ведь десятки таких катушек теперь легко умещаются на миниатюрную карту памяти современных видеокамер. Привычными движениями Сергей Новиков заправляет пленку в лентопротяжный механизм кинопроектора «Украина».
В 1970-х годах, после службы в армии, до своего поступления на операторский факультет ВГИКа Владимир Тихомиров возглавлял в ДК профсоюзов клуб кинолюбителей. Вместе с Новиковым они снимали хронику профсоюзной жизни. За прошедшие 50 лет многое стерлось из памяти, но не с черно-белых кинопленок. Старые друзья как будто в первый раз прокручивают эти кадры.
Уникальные моменты. Вот самому сильному человеку планеты, нашему земляку Василию Алексееву, обладателю 80 мировых рекордов председатель гор-исполкома Надежда Чумакова вручает ленту Почетного гражданина города. Через пару лет олимпийский чемпион с обидой покинет Рязань навсегда, не получив разрешения обкома партии стать хозяином построенного индивидуального дома на улице Радищева, где штангист хотел открыть свою детско-юношескую спортивную школу.
Вот праздник Масленицы в центральном городском парке, собиравший толпы народа. Смельчаки штурмуют масленичный столб, чтобы добыть не сертификат на бытовую технику, как сейчас, а всего лишь живого петуха. Азарт переполняет парней, но что делать с полученным трофеем?
А так выглядел Первомайский проспект, когда понятия часа пик не существовало. Спокойно перейти проезжую часть можно было в любом месте. Раритетных пленок с тех лет осталось немало. В одной только Рязани действовало с десяток киностудий.
– И когда проводились фестивали любительского кино, недостатка в премьерах не было, – говорит телеоператор Владимир Тихомиров. – Движение кинолюбителей развивалось еще и потому, что промышленность начала выпускать доступные любительские кинокамеры для 16-миллиметровой пленки.
Появились в Рязани и свои энтузиасты, мастера съемки. Среди них Евгений Кровяков, Валерий Гельштейн, Анатолий Осипенков, Сергей Новиков, Владимир Тихомиров. Оператор Николай Устюжанин собрал кинокамеру своими руками еще до поступления в продажу массовых моделей и вышел снимать первомайскую демонстрацию. Правда, продлился его поход недолго. Милиционеры решили проявить бдительность и на всякий случай технику изъяли. Без особого разрешения заниматься киносъемками массовых событий было нельзя. Однако Устюжанин оказался упорным кинооператором. Еще одна проба камеры, на сей раз в Рязанском кремле, закончилась сенсацией. Рядом с кремлевским собором появился Юрий Гагарин – это был один из неожиданных приездов первого космонавта в город, где жили его родственники. Эту неспешную прогулку и запечатлел ошалевший от везения кинолюбитель. Лента чудом сохранилась и пролежала в МКЦ много лет, пока ее не обнаружил на развалинах киностудии один из бывших руководителей творческого объединения Сергей Новиков.
Таких уникальных пленок оказалось немало.
– Это настоящее культурно-историческое наследие. Оживший в образах привет из прошлого, который советские кинолюбители посылают видеографам современной Рязани. Собрать и сохранить этот пленочный архив необходимо для будущих поколений, а потом провести его оцифровку. И молодежи будет интересно проследить, как менялся город. Наверняка появятся люди, которые найдут на кинолентах своих родственников, и возникнут какие-то новые семейные истории. Из них, как известно, складывается история страны, – продолжает Владимир Тихомиров.
Но у нас перед глазами сейчас другие картинки. Меняются хозяева в квартирах, уходят из жизни старики, и часто их фотографии, пленки оказываются возле мусорных контейнеров.
– До сих пор меня мучает воспоминание, – задумывается на минуту Владимир Игоревич. – Я был тогда совсем молодой, не понимал ценности многих вещей. Часто ходил в гости к своей бабушке, которая жила в одном из домов на Первомайском проспекте. Однажды она мне сказала, что на помойку выбросили отпечатки, негативы, фотопластины фотографа Владимира Саввова, того самого, что сделал фотопортрет матери Сергея Есенина. Саввов умер, и квартиру решили очистить от «барахла». Мне бы побежать в то место и посмотреть, что же выбросили. Подобрать, спасти никому не нужное! Вдруг среди этого оказались бы бесценные материалы! А я никак не отреагировал. И до сих пор мучаюсь угрызениями совести.
Фотохудожник Анатолий Осипенков, руководивший в конце прошлого века известной рязанской киностудией «Волна», спасает от уничтожения фотографии из старых альбомов, у которых нет больше владельцев. В 2017 году в есенинской библиотеке он провел выставку старинной фотографии из собственного собрания. Многие фотографии попадают к Осипенкову на реставрацию из семейных архивов и с разрешения владельцев выставляются потом на всеобщее обозрение.
Хозяин удивительной коллекции пришел на открытие экспозиции с большой сумкой и достал из нее потертый фотоальбом. Нашла его в мусорном контейнере жительница Рязани и принесла в студию Осипенкова. Некоторые фотокарточки из альбома датированы 1916 годом.
– Невольно задумываешься: а не поступаем ли мы так же варварски с собственными архивами? Всегда ли осознаем ценность писем, фотографий, вещей, оставленных нам родственниками. И не поступят ли так наши дети и внуки? Сейчас мало кто печатает фотографии для альбомов. Просматривают снимки на компьютерах и мобильных телефонах. А если возникает нужда сделать настоящую карточку для истории, то выясняется, что и выбора нет, – сплошные банкеты, пикники, случайные селфи на бегу. Нет человека, исчез он. Кроме паспортной фотографии ничего не осталось. Это трагедия, – считает Анатолий Яковлевич.
В мае 2020 года Фотодом имени Евгения Каширина предложил создать семейный альбом целого города. Люди откликнулись и начали приносить снимки из семейных архивов. Оцифрованы сотни карточек довоенного и послевоенного времени. Рязанцы делятся историями и воспоминаниями. Так сохраняется память целого города.
Ну а как же поступать со старыми кинопленками? Областной кинофонд готов принять их на хранение. С недавних пор эта организация размещается на улице Грибоедова, в здании культурно-выставочного центра. В нескольких залах размещено около тысячи двухсот единиц хранения. В основном это художественные фильмы, которые раньше показывали в кинотеатрах и сельских клубах, документальное кино о выдающихся людях и фильмокопии с хроникой боев Великой Отечественной войны.
Но вот местной кинохроники в областном хранилище нет. Положить начало такой коллекции в областном кинофонде будут только рады.
– Пусть кинолюбители приносят сюда созданные ими фильмы, с удовольствием примем их на хранение, – говорит методист кинофонда Любовь Полякова. – Текстовых документов в архивах области сохранилось много, а визуального материала всегда не хватает. Каждый фильм о людях, достопримечательностях, событиях – настоящая ценность для потомков.
Заглянем снова в гости к Сергею Новикову и посмотрим, какие же кинопленки он нашел в архиве профсоюзной киностудии, давно канувшей в Лету.
– Интересная пленка: одна из первых безалкогольных свадеб, было такое модное поветрие в советское время. Люди сидят за столом невеселые. Традиция так и не прижилась. А это текстильный комбинат в Кораблино. Фильм можно назвать «Тени из прошлого». Вот знаменитые люди: профессор Уткин, выдающийся конструктор ракет, ему поставлен памятник в сквере на улице Циолковского. Космонавт Аксенов встречается с рязанской общественностью. Приезд Гагарина в Рязань. Празднование Нового года в 1962 году, и тут же виды города почти 60-летней давности… «Праздник юных ленинцев», начало 1960-х, фильм создан киностудией «Горпаркфильм» – была, оказывается, такая в Рязани. А это кино о Евгении Каширине, выдающемся нашем фотографе, педагоге, краеведе.
Я помню, как мы все это снимали. Никто не был одержим идеей оставить что-то значимое после себя. Просто было интересно: выбор темы, процесс съемки, вся эта беготня с кинокамерой… Это захватывало с головой. Хотелось, конечно, увидеть и реакцию зрителей, как они воспримут наше творчество, найдут ли себя на экране. А снимать на старых камерах было тяжело. Завод пружинного мотора – всего 30 секунд. За это время механизм протягивал три метра пленки. Представь, как нужно было изловчиться, чтобы отснять нужные кадры. Мучились мы с техникой страшно, а ходили довольные и счастливые. Такой была наша молодость, – перекладывает пленку за пленкой Сергей Новиков.
Когда-нибудь эти ленты вновь увидят зрители, интересующиеся историей родного края.
Димитрий Соколов
Фото автора