Это не плохо. Если вы смотрели версию Джосса Уидона, то понимаете, что сделать хуже было сложно. К тому же Зак Снайдер как минимум талантливейший визуализатор, который знает, как обращаться с комиксами и выжимать из них максимум красоты в кадре. Но несмотря на то, что новую, 4-часовую версию "Лиги справедливости" я посмотрел залпом, тупости в ней хватает. Это не то кино, которое должно быть на 46 месте в топе лучших фильмов всех времён (на момент написания статьи). Оценка, конечно, ещё снизится, но ниже 8 вряд ли упадёт. И прежде, чем начну, сразу оговорюсь, что исследовать закулисную историю фильма я не стал. Почему Уидон сделал так, а Снайдер так, меня не сильно волнует, я просто оцениваю конечное качество кино, которому сейчас все возносят хвалу.
Справедливости ради (извините за каламбур) прежде всего упомяну плюсы. Они действительно у фильма есть.
О хорошем
- Во-первых, с визуальной точки зрения это сделано хорошо. Кто смотрел фильмы DC, тот знает, что у студии со спецэффектами большие проблемы. Недавняя "Чудо-женщина 1984", например, выглядит как сплошная картонная декорация с нереалистичным светом. Снайдер, как уже говорилось, мастер в том, что касается создания атмосферного изображения. Поэтому даже дурацкий "Бэтмен против Супермена" при всех его минусах, смотрелся хорошо. Не зря по Интернету долгое время гуляла эта картинка:
- Во-вторых, постановка драк. Опять-таки сравнивая с любым другим комиксом (включая фильмы студии Marvel) "Лига справедливости" Снайдера однозначно выигрывает. Тут есть, чем повосхищаться, снято зрелищно, некоторые сцены запоминаются и заряжают тем же драйвом, который был в "Человеке из стали", "300 спартанцах" и "Хранителях". Особого шарма добавляет то, что рейтинг у фильма R, и герои здесь мочат злодеев достаточно жестоко. Обычно весь реализм из кадра убирают, чтобы не травмировать подростков, но тут всё по-настоящему – когда негодяй прилетает в стенку, на ней остаётся след соответствующего цвета.
- В-третьих, если сравнивать с дырявой версией Джосса Уидона, которая похожа на фильм для школьников, где всё притянуто за уши, тут всё-таки есть более-менее складный сценарий. 4 часа хронометража позволили уделить больше времени персонажам, узнать получше их и тот мир, в котором происходит действие. Поэтому за исключением деревянного Рэя Фишера, играющего Киборга, за всеми героями наблюдать очень интересно. Вселенная DC расширилась, стала более масштабной, и скоро вполне сможет конкурировать с Marvel в том, что касается размаха событий.
О плохом
- 4 часа. Они и вправду дают возможность развернуться и рассказать большую историю. Но в данном случае приходится признать, что в фильме куча лишнего. Если его сократить минут на 40, он от этого бы только выиграл. У меня то и дело возникало ощущение, что зрителям всё разжёвывают и объясняют как идиотам. Вот один пример: амазонки хотят подать знак Чудо-женщине, чтобы предупредить о том, что война уже на пороге. Две воительницы ведут диалог:
– Нужно зажечь сигнальный огонь.
– Но его не зажигали уже 5000 лет! Люди не поймут его значения!
– Неважно. Главное, что она поймёт...
Спустя какое-то время снова разговаривают. Одна показывает другой стрелу и говорит:
– Стрела Артемиды. Она достигнет людских земель...
Да мы уже поняли. Не надо повторяться. Не надо рассказывать, как эта стрела называется. Можно было вообще ничего не говорить и не объяснять. Достаточно просто показать кадр, в котором амазонка выпускает стрелу, а затем Диану, которая её увидела – и с точки зрения сюжета ничего бы не изменилось, это же легко читается без всяких слов. И главное, производит гораздо более мощный эффект. Вместо этого сцену размазывают на несколько минут экранного времени, нагружая её бесполезными репликами плохо играющих актрис второго плана.
И таких вот моментов в фильме уйма. Все постоянно проговаривают какие-то очевидные, либо никому неинтересные вещи и тупо топчутся на месте. Плюс частенько встречаются крайне затянутые кадры, в которых вообще ничего не происходит. Например, вам могут секунд пять показывать какую-нибудь локацию с одного ракурса. Такое впечатление, как будто нужно было любым способом дотянуть до 4 часов (хотя у Снайдера, как говорят, была полная творческая свобода, он сделал эту версию фильма вообще за бесплатно).
- Убийственного идиотизма в фильме тоже хватает. Больше всего запомнились два типичных голливудских штампа, связанных с машинами. В одной из сцен нам показывают, как два героя спокойно едут по дороге, и им в бок неожиданно впиливается на полном ходу другое авто. Откуда оно появилось – загадка. Это просто была судьба – хотят нам сказать создатели фильма. На деле же машина появилась из головы сценариста, который поленился придумать что-то более правдоподобное.
Другая сцена – с водителем фуры. Он едет прямо посреди города и пытается одной рукой держать руль, а другой есть гамбургер. Но гамбургер предательски падает на пол, и водитель нагибается, чтобы его подобрать. Нагибается секунд так на 20 экранного времени, вообще не смотря на дорогу. И естественно влетает в другую машину, в которой едет девушка, которую должен спасти супергерой, который в этот самый момент случайно оказался рядом. Это тоже просто судьба – повторяют нам сценаристы. Нет, в жизни всякие идиоты бывают, это правда. Но выглядит это максимально тупо. В общем-то обе сцены – с непонятно откуда взявшейся машиной и водителем фуры – друг друга стоят. Это рисует нам живописную картину Америки, в которой люди на дорогах не ездят, а играют в боулинг.
- Другая фундаментальная проблема фильма – это его злодеи. Верхушкой айсберга является пресловутый Степной Волк, который хочет уничтожить планету и поработить её жителей. Он в свою очередь является рабом другого злодея по имени Дарксайд, который им руководит с другого конца вселенной. Я понимаю, что любители комиксов меня заклюют, но я не могу молчать. Почему злодей должен быть таким тупым? Почему вся мотивация антагониста должна сводиться к тому, чтобы просто всё уничтожить и поработить? Я не фанат фильмов Марвел, но даже у Таноса в "Мстителях" была какая-никакая мотивация (хотя он далеко не образец крутого злодея).
- Но самое раздражающее – это Лекс Лютор, причины поведения которого не раскрываются уже на протяжении двух фильмов. То, что происходит в "Лиге справедливости" началось ещё в "Бэтмене против Супермена". Уже там Лекса показали злодеем-интеллектуалом, который стремился навлечь на планету этих самых крылатых космических захватчиков. Но на вопрос "зачем?" так и не ответили. А ведь на самом деле всё, что происходит в "Лиге" – это его рук дело. Но за 4 часа фильма никто даже ни разу не задумывается о том, почему лысый миллиардер вообще захотел устроить апокалипсис. Ну просто захотел, и всё – говорят нам сценаристы. А ведь чисто по логике он мог что-то знать о Степном Волке, которого призвал на Землю, и герои должны были хоть раз его навестить и потребовать ответов.
Злодея очень сложно ненавидеть, когда ты ничего не знаешь о его мотивации. Хороший антагонист всегда является сторонником неких взглядов, которые вызывают у вас ненависть. А если они противоречивые – ещё лучше. Такими были Джокер и Бейн у Нолана. Такими была половина героев и злодеев в "Хранителях". Здесь же очередной космический завоеватель не вызывает вообще никаких эмоций. Зло как зло – его просто нужно пнуть посильнее, и оно сгинет. Ради этого воскресим Супермена, потому что он самый мощный, и спасём мир. В том же "Человеке из стали" генерал Зод имел весомую причину для уничтожения Земли – его родная планета превратилась в пепелище, и он хотел возродить её здесь при помощи терраформирования (или криптоноформирования, если быть занудным). Человечество для Зода представляло собой так называемые сопутствующие потери.
Напоследок
Фильм не плохой. Это хорошее развлечение, но далеко не шедевр. На самом деле лучшее, что в нём есть – это видения Бэтмена. Картины постапокалиптического мира, в котором Супермен стал злодеем, а герои перемешались с негодяями, и мы не понимаем, как так вышло – это выглядит здорово и многообещающе, гораздо круче, чем очередной безмозглый антагонист. Финальная сцена с Джокером так вообще улётная. Остаётся надеяться, что Лето к своей роли вернётся, и что каким-нибудь чудом уговорят и Аффлека. Потому что видеть в его роли Паттинсона после "Лиги" будет максимально странно. А что ты думаешь о фильме? Пиши в комментариях, ставь лайк и подпишись на канал (жми здесь), чтобы хороших комиксов было больше!