Найти тему
Юлия Струина

Как рисование помогает вам мыслить | Ральф Эммер

Оглавление
Перевели выступление TedTalks на русский язык специально для Вас,
команда Лингвамании - Детского языкового лагеря, Сервиса по контролю и помощи в выполнении домашнего задания, Частной начальной общеобразовательной школы в Москве.

Вам не обязательно быть художником, чтобы рисовать! В этом прекрасно иллюстрированном выступлении Ральф Эммер показывает, как рисование ваших мыслей может быть мощным инструментом для улучшения вашего мышления, творческих способностей и общения. Он хочет, чтобы вы поверили в свои способности к рисованию, и дает многочисленные упражнения, чтобы помочь вам начать.

Ральф Эммер – профессор в Мюнхенском Университете прикладных наук, и преподает биофильный дизайн, целью которого является создавать благоприятные для жизни предметы, изображения и услуги, в основе которых природа.

Ральф верит в разнообразие мастеров 21 века, независимо от того, создают ли они хорошо написанный программный код, тщательно выполненные шрифты или редкие керамические сосуды. Это выступление состоялось на мероприятии ТЕД-икс с применением формата конференции ТЕД, но независимо организованное местным сообществом.

Каждый раз, когда мы что-то рисуем, мы задаём себе болезненные вопросы, такие как: «А этот рисунок хороший?», «Я талантливый?» Или хуже всего: «А это искусство?» И это ведёт к тому, что многие из нас говорят: «Ну, это не похоже на искусство, я не художник вообще. Я не умею рисовать, и мне не следует этим заниматься».
Мы бы никогда так не поступили с языком. Никто бы не сказал: «Ой, это звучит не как поэзия, мне не следует говорить». Потому что мы знаем, язык - это способ мышления и связи с другими. Тоже самое с рисованием.

Мы поставили рисование в темный угол мира искусства. Но рисование это не только про художественное совершенно, личное самовыражение или талант, коли на то пошло. Рисование это не про искусство. Рисование больше, чем искусство. Это способ мыслить в картинках, как это делает архитектор, когда она пытается изобразить новое здание. Или учёный, который старается постигнуть пространственную структуру молекул. Эти люди думают не только словами, они также думают картинками. Они мыслят зрительно.

Вы тоже можете сделать это. И сегодня я собираюсь показать вам пять способов, как рисование может поддерживать ваше образное мышление.

-2

Давайте перейдем к первому способу - интуиции.
Когда мы намерены стать лучше в рисовании, возможно, первое что мы захотим сделать - это улучшить связь между кистями рук и глазами. И мы можем сделать это с помощью маленьких упражнений, таких как это, где мы просто заполняем лист бумаги, рисуя круги. Мы начинаем с больших, постепенно заполняя всё пространство. И упражнения подобные этому - это физическая тренировка для кистей рук. Так что они могут быть немного напрягающими время от времени, но чем сильнее становятся руки, тем лучше мы можем контролировать их, чтобы рисовать.

Повторяющиеся упражнения подобные этим также имеют успокаивающий эффект на наш ум. Мы должны преднамеренно сфокусироваться на зрительном восприятии. Поэтому они вгоняют в скуку другие части нашего мозга, вгоняют в скуку в хорошем смысле этого слова. Они вгоняют в скуку наши беспокойные мысли и тревоги, и оставляют место для более интуитивного образного мышления.

И в этом интуитивном образном мышления мы можем увидеть красивые вещи. Потому что, вы знаете, видеть красоту не так уж и легко. Проблема в том, что существует слишком много вещей. Мы не можем видеть всё, это было бы слишком утомительно. Поэтому нам приходится уменьшать количество информации, которое мы воспринимаем. И мы пытаемся видеть шаблоны и порядок.

Кроме того, мы видим меньше. Сейчас, не оборачиваясь назад, спросите себя, во что одет человек сзади вас. Сколько деревьев вы видели напротив этого здания, когда пришли? Мы не обращаем внимания на эти вещи, потому что нам это не надо. Намного проще всего лишь узнавать вещи вокруг нас, вместо того, чтобы действительно смотреть. Нам всё равно, сколько листьев на дереве, какой формы у него ветки. Всё что нам нужно, это идентифицировать дерево, для того, чтобы не врезаться в него. Мы сводим мир к ярлыкам. Но когда мы рисуем, нам действительно приходится смотреть и раскрывать мир вокруг нас. Ярлыки исчезают, и мы на самом деле видим, что там прямо сейчас. Мы помещаем себя в мир. И когда мы уделяем такое пристальное внимание тому, что вокруг нас, мир становится частью нас.

Поэтому когда я возвращаюсь в мыслях к тому красивому маленькому французскому городку, где я провел прошлое лето, я могу вспомнить много красивых деталей. Потому что я потратил время и усилия, чтобы смотреть и рисовать их. Я поместил эти воспоминания в свой мозг, а не в свою фотокамеру.

Теперь вы возможно скажете: «Хорошо, я тоже хочу обнаруживать красивые вещи, я нарисую одно из тех растений». И рисунок должен выглядеть как-то так. Итак, вы пробуете, но ваш рисунок может оказаться чем-то похожим вот на это. Что же здесь происходит? Проблема в том, что мы стремимся рисовать то, что мы уже знаем, а не то, что мы видим.

Вот маленькая хитрость, как вы можете отключиться от того, что вы знаете. Вместо того чтобы рисовать предмет, давайте сфокусируемся на прорисовывании пустого пространства между предметами, и нарисуем их. Когда нашему рациональному мозгу нечего узнавать, например, листья или почки на растении, для нас легче действительно замечать формы, которые перед нами. И когда мы делаем такие наблюдения, мы можем обнаружить необычайную красоту в обычных вещах. Потому что мы не находим красоту, мы делаем мир красивым, обращая на неё внимание.

Хорошо, мы знаем, как проникнуть в интуитивное образное мышление, и как рисовать то, что мы видим. Можем ли мы нарисовать то, что мы не можем увидеть, например, наши мысли или эмоции?

Для начала нам надо понять, что то, как мы видим мир, а, следовательно, то, как мы видим образы, было сформировано в ходе эволюции.

Миллионы лет наша окружающая среда учила нас, как воспринимать мир. Например, сила тяжести очень важна для нас, поэтому мы очень чувствительны к горизонтальным и вертикальным линиям.

Горизонтальные линии кажутся стабильными и устойчивыми как земля. Вертикальные линии существуют вопреки силе притяжения, это вы можете увидеть в стоящем человеке или растущем растении. Как горизонтальные, так и вертикальные линии кажутся относительно стабильными для нас. С диагоналями совсем другая история. Они заставляют нас немного волноваться. Этот предмет встанет и опрокинется? И такие зрительные привычки являются основанием нашего зрительного языка. В данном случае, когда я использую термин «язык», я использую его здесь как метафору.

Формы очень отличаются от слов, нельзя заглянуть в словарь и узнать, что значит какая-то форма. И мы строим не предложения, а строим композиции из форм, композиции, которые что-то означают. Вот что вы можете попробовать. Возьмите любой предмет, скажем вот эту божью коровку, и расположите её разными способами на листе бумаги. А теперь следите за тем, как расположение предмета меняет то, о чем нам говорит композиция. Каждое из этих расположений побуждает нас думать по-разному о божьей коровке: как о монстре, как о возлюбленной, или как о ком-то, кто заблудился.

И если вы научитесь таким композициям, если вы научитесь, как использовать линии и формы, тогда вы сможете рисовать вещи, которые вы не видите. Например, я завел себе привычку рисовать свои мысли каждый день. На самом деле, у меня есть правило: если я не могу нарисовать что-то, значит я, возможно, ещё не понял это. Поэтому я рисую маленькие скетчи, например, как вот этот, где я пытался понять, что происходит у меня в голове, когда я на чем-то сфокусирован. Или как этот, где я задавался вопросом о связи между формами обычных предметов и формой рук. А этот был о различных видах бесед, которые могут состояться между двумя людьми. А здесь я размышлял о ритмах, языке, и других типах коммуникации. Поэтому со временем я собрал много-много таких скетчей, а они дали мне обзор моих мыслей о мире. И я могу так же переставлять эти рисунки и видеть связи. Таким образом, рисование также может помочь нам в понимании.

Хорошо, итак мы знаем, как проникнуть в интуитивное образное мышление, как выявлять красоту с помощью рисования, как рисовать вещи, которые невидимы. Что мы можем с этим делать?

Что ж, мы можем представить что-то новое, что ещё не существует. И суть творческих способностей – это идеи. А что такое идея? Я предпочитаю думать об идеях, как о двух и более мыслях, которые у нас есть, и которые неким волшебным образом соединились у нас в голове и образовали нечто новое. И, конечно, чем больше мыслей и знаний у нас есть о том, что уже существует, тем вероятнее шансы, что некоторые из тех мыслей могут объединиться в нечто, что могло бы быть. Творческие способности в действительности про количество. Позвольте, приведу вам пример.

-3

Давайте предположим на минуту, что вы разделяете мою страсть к гончарным изделиям, и вы хотите придумать новую кружку. Если вы знаете, как рисовать вещи, тогда у вас в уме есть зрительное представление, и вы можете их комбинировать и работать с ними. Предположим, вы увлекаетесь футболом и хотите изобразить футбольный кубок. Вы можете с легкостью живо его представить. Все, что вам нужно теперь, нарисовать его. Или, скажем, вы немного сварливы сегодня, и вам нужна злобная кружка. Или у вас есть подруга, которая любит очень аккуратные вещи. Вы могли бы придумать для нее очень точную чашку.

Этот вид образного мышления очень мощный, потому что вы можете изобразить что-то, но вам не нужно мастерить это.

Итак, это очень полезно в первой части вашего творческого процесса, где мы пытаемся придумать столь много идей сколько возможно, даже плохих. Особенно плохих. Мы не даем оценку в этой части нашего творческого процесса.

А затем во второй части мы сужаем круг вещей, чтобы найти жизнеспособные решения, глупая поначалу идея может оказаться тем самым подходящим подарком ко дню рождения друга. И вы можете применить этот способ образного мышления ко всем видам проблем. Потому что творческие способности подобны дыханию, вы вбираете информацию и знания и объединяете их в новые идеи, которые вы создали.

И если вы знаете, как нарисовать то, о чем вы думаете, тогда у вас есть мощная поддержка для этого процесса.

Вы можете также поделиться этими новыми идеями с другими в текстах или в презентациях. Язык, возможно, самый мощный инструмент, который у нас есть для коммуникации, но все же у него есть ограничения. Например, одна из проблем с написанными словами это то, что вам необходимо пройтись по ним строчка за строчкой, слово за словом, чтобы узнать, о чем они говорят. И как только вы это сделали, эти слова быстро исчезают и снова превращаются в серую текстуру. Нам сложно закреплять слова в уме, а рисунки могут помочь удержать их.

Давайте вернемся к тому, как мы используем слова в качестве ярлыков. Я хочу, чтобы вы закрыли глаза на секунду и представили дерево. Представьте дерево. Получилось? Хорошо. Ваше дерево выглядело так? Или так? А, может, даже вот так? Возможно, нет. Держу пари, что у каждого из вас в уме свой отличный образ дерева. Потому что слово «дерево» - это публичный заполнитель для всех разновидностей деревьев.

Сейчас вы можете сказать: «Хорошо, эти фантазии, эти личные фантазии, которые у нас есть, различны для каждого из нас, поэтому они бесполезны для общения. Нам следует сфокусироваться на слове, на общей основе».

А я бы ответил: «Если мы так поступим, мы сделаем упущения».

Проблема со словами и почему их так сложно закреплять в том, что их сложно соотнести с личным опытом. Так, рисование может построить мост между личным опытом восприятия дерева и абстрактным выражением его словом, общепринятым словом. И ключевым является то, что этот рисунок нешаблонный, специфический и личный.

Давайте сначала взглянем на самую стандартную иллюстрацию идеи, которая продолжает преследовать флипчарты по всему миру: лампочку. Я бы поспорил, что лампочка во многом на общепринятой стороне. Это простая замена слову. Она в действительности не добавляет никакой пищевой ценности. Если с другой стороны у нас есть специфическая личная иллюстрация, тогда мы можем дополнить то, что мы говорим, нашими словами.

Поэтому если вы хотите передать идею своими словами, вы можете помочь закрепить это образом или рисунком. И факт того, что этот рисунок очень личный, - это не проблема, это на самом деле то, где находится его сила. Потому что вы можете провести людей через свое личное самовыражение, чтобы объединить их и понять ваши общие идеи. И для того, чтобы это произошло, эти рисунки должны быть так же самобытны, как и наши слова.

Хорошо, это только лишь пять способов как рисование может поддержать ваше мышление: оно может зажечь нашу интуицию, сделать наши жизни красивее, помочь нам в понимании, выдумывать новые вещи и делиться ими с другими. Если вы сделаете рисование ежедневной привычкой, это повлечет впечатляющее улучшение вашего мышления. И, пожалуйста, помните, наши рисунки не должны быть произведениями искусства. Если они помогают нам думать и связываться с другими, они достаточно хорошие. Спасибо.

Что Вы думаете о таких способах воплощения своих идей?

Пробывали ли Вы когда-нибудь такие методы?