Найти в Дзене

Забытая "латиноамериканская трилогия" Витаутаса Жалакявичуса. Это сладкое слово- свобода.

После огромного успеха фильма "Никто не хотел умирать" литовский кинорежиссер Витаутас Жалакявичус неожиданно посвятил латиноамериканской тематике. Он снял подряд три фильма на тему современной революционной борьбы в Латинской Америке. В 1970 г. режиссер снял телефильм "Вся правда о Колумбе". Об этом телефильме нет практически никакого упоминания в фильмографиях, посвященных Жалакявичусу. В сети самого фильма не найти, имеется лишь упоминание о том, что это

Фильм о колумбийской революции, о революционерах Пабло и Педро, носителях свободы и жертвах этой свободы, о философии борьбы за свободу.

Описание очень краткое и не раскрывающее содержания фильма. Какие-то Педро и Пабло, какая-то философия борьбы, хорошо, что еще нет упоминания про саму Колумбию, где очень, очень много диких обезьян. На самом же деле это политический триллер, рассказывающий о том, как полиция охотится за одним из вожаков революционного подполья под псевдонимом "Колумб". Главные роли исполняют Ю. Будрайтис, Р. Адомайтис, и Б. Бабкаускас.

Второй фильм своей "латиноамериканской трилогии" В. Жалакявичус снял в 1972 г. Это такой же знаменитый, как и "Никто не хотел умирать", в свое время, фильм "Это сладкое слово- свобода". Фильм получил главный приз Московского международного кинофестиваля в 1973 г. А тогда МКФ входил в большую тройку главных международных кинофестивалей, наравне с Каннским и Венецианским.

Этот фильм очень качественно сделанный, захватывающий политический триллер, очень редкий жанр в советском кинематографе того времени, ни в чем не уступающий лучшим западным образцам. После этого фильма в отношение Жалакявичуса сложилось мнение, что ему очень удаются фильмы на "западную" тематику. Гораздо лучше, чем на отечественную.

Немного о той истории, которая послужила основой для этого фильма. В 1970 г. в СССР в издательстве "Прогресс" вышла небольшая книжка венесуэльца Гильермо Гарсиа Понсе "Туннель Сан-Карлоса". Скажу сразу - это одна из моих самых любимых книг детства. Перечитывал раз 10.

Это документальный рассказ в виде дневника об одном из самых захватывающих эпизодов революционной борьбы в Латинской Америке шестидесятых годов - о побеге из каракасской тюрьмы-крепости "Сан-Карлос" трех руководителей Компартии Венесуэлы, в числе которых и был один из руководителей венесуэльского партизанского движения, осужденный к 27 года заключения, коммунист Гильермо Гарсиа Понсе.

Побег был совершен через подземный туннель, который был вырыт в течение двух лет и одного дня, из лавки, расположенной напротив тюрьмы. Из подсобного помещения торговой лавки подземный туннель, длиной более 60 метров, был точно подведен к камере осужденных коммунистов. И они благополучно бежали через него 5 февраля 1967 г. и продолжили свою революционную борьбу. Впоследствии Гильермо Гарсиа Понсе стал ближайшим соратником Уго Чавеса.

Побег имел огромное пропагандистское значение. Удача этой дерзкой, почти безумной операции, произвело впечатление разорвавшейся бомбы. Оно свидетельствовало о несокрушимости компартии, смелости и отваге каждого ее члена от рядового до руководителя. По книге Гильермо Гарсиа Понсе на советском телевидении был поставлен документальный спектакль.

И вот по мотивам этого события Валентин Ежов написал сценарий, который читается, как самый захватывающий детектив, а Витатутас Жалакявичус снял в 1972 г. двухсерийный, роскошный художественный фильм. Тема революционный борьбы в Латинской Америке тогда была очень популярна в СССР и странах социалистического блока.

На Кубе строят социализм, в Чили у власти пришедший мирным путем к власти президент-социалист от блока социалистов и коммунистов "Народное единство" Сальвадор Альенде, широкое партизанское движение во многих странах континента. Роман Кармен, снявший еще в 1961 г. фильм о революционной Кубе "Пылающий остров", в 1972 г. снимает уже "Пылающий континент" - обо всей Латинской Америке.

Да и сам фильм "Это сладкое слово- свобода" снимали частично в Чили, где уже начинались отдельные моменты гражданской войны между сторонниками народного правительства Альенде и буржуазно-фашистскими группировками.

Конкретное время и место действия авторы не обозначают.

Место жительства - ЗЕМЛЯ. Не ищите более точного адреса героев этого фильма. Они всюду, где идет борьба за свободу."

В некоей латиноамериканской стране политическая реакция в виде военной верхушки перешла в наступление. По сфабрикованным материалам брошены в тюрьму сенаторы и депутаты Конгресса - руководители компартии. Партия принимает решение освободить генерального секретаря компартии и двух сенаторов-коммунстов. Для этого напротив тюрьмы, где они сидят, подпольщик-коммунист Франсиско и его жена, тоже подпольщица Мария открывают бар. А из подсобки бара Франсиско и старый шахтер, коммунист Карлос начинают рыть туннель в тюрьму.

Главных героев - Франсиско и Марию играют любимый актер Жалакявичуса Регимантас Адомайтис и Ирина Мирошниченко. Первоначально Жалакявичус с ходу отверг кандидатуру Мирошниченко:" Что вы мне эту белую моль подсовываете. Там же латиноамериканская женщина." Но Мирошниченко роль очень понравилась, и она все-таки добилась, чтобы режиссер изменил свое решение. В этом фильме Мирошниченко впервые предстала брюнеткой

В этом фильме было, наверное, первое, такое заметное появление на киноэкране Михая Волонтира в роли легендарного подпольщика-коммуниста, старого шахтера Карлоса по прозвищу "Панцирная спина". Такое прозвище он получил из-за того, что в полиции его пытали, били по спине мачете. в результате чего кровавые рубцы превратили его спину в сплошной рубец. Карлос начнет рыть туннель и умрет от физического и психологического перенапряжения.

Все для революции - здоровье, семья и, наконец, жизнь.
Все для революции - здоровье, семья и, наконец, жизнь.

И еще один главный герой. Революционер-подпольщик Бенедикто в исполнении Родиона Нахапетова. Очень неожиданная для Нахапетова роль. Неожиданная потому, что ранее его амплуа было очень редкое сочетание мачо и лирического героя, сильного, немногословного, очень ранимого. А здесь ему надо сыграть отчаянного революционера, который не может долго и терпеливо рыть туннель, как Карлос и Франсиско, ему надо действовать немедленно и сейчас.

Вот такой латиноамериканский подпольщик. Красавец.
Вот такой латиноамериканский подпольщик. Красавец.

Один их конфликтов фильма - это спор между Франсиско и Бенедикто. Бенедикто не может ждать. Копать туннель очень долго.

Хватит всяких слов, нужно оружие. Мы обязаны действовать, сегодня же, с оружием в руках. Мы не знаем кто придет на наше место. И что тогда они потребует от революции. Может, рабство станет их идеалом, покорность и бумажные цветы, свиньи, уют очага. Я ухожу, нельзя ждать, нельзя.

Своим путем он выбирает революционный террор. С группой бойцов он нападает на полицейские участки и военных. Убивает представителей правящего режима. Главная его цель - убить главаря военной хунты.

И он гибнет во время этого нападения.
И он гибнет во время этого нападения.

Его гибель смотрит в выпусках новостей Франсиско. Он дисциплинированный член компартии, а не нетерпеливый левак-экстремист Бенедикто. И Франсиско мог бы осуществлять террористические акции, но у него другая задача. Он молча и упорно рубит туннель, несмотря ни на что. Несмотря на то, что от него ушла Мария. Она не такая сильная, как Франсиско и не такая безумная, как Бенедикто. У нее просто кончились силы. Несмотря на то, что в туннеле умер Карлос и его пришлось тайно хоронить. Несмотря на постоянные изматывающие нервы полицейские проверки. Он рубит туннель два года и будет это делать несмотря ни на что.

С учетом того, как в официальной советской идеологии относились к индивидуальному революционному террору - "это не наш метод, мы пойдем другим путем", идет противопоставление дисциплинированного солдата партии Франсиско и нетерпеливого, горячего, чистого и честного Бенедикто. Показывается, что именно спокойная, длительная и упорная работа Франсиско и приведет к успеху. А нетерпеливый Бенедикто только зря погибнет. Но симпатии испытываешь к обоим.

-6

Они оба борются с несправедливостью окружающего их мира, хоть и разными методами. Сейчас их называют ограниченным фанатиками, ни с того ни с сего им их власть не нравится. Живите себе спокойно, потребляйте и наслаждайтесь. А они за что-то там такое эфемерное - свободу, равенство и братство, социальную справедливость, сражаются.

Есть в фильме и отрицательный персонаж, который как раз и хочет приспособиться к окружающему миру. Мерзкий образ солдата Фелисио в исполнении Ю. Будрайтиса. Вначале эту роль должен был играть Нахапетов, но потом Жалакявичус предложи ее Будрайтису. так по роли Фелисио мулат, то Будрайтису стали гримировать под кучерявого мулата. Но в итоге все оставили так, как есть. И Будрайтис играл мулата в своем североевропейском обличии.

-7

Фелисио принимает Франсиско за крупного наркодилера и начинает шантажировать. Просит взять в банду, иначе сообщит в полицию. В сценарии Франсиско убивает шантажиста, но так как он верный марксист-ленинец, и это не их метод, то в фильме Фелисио просто изолируют на одной из конспиративных квартир. А что же дальше то они такие гуманные будут с ним делать? Вопрос, однако. И логическая нестыковка.

Рассказывать подробно сюжет не имеет смысла. Это все-таки политический триллер, изобилующий острыми моментами. Скажу только одно - в этом фильме не пропагандистского пафоса. А есть повседневная, изматывающая жизнь простых людей, которым поставлена задача совершить невозможное - спасти самым невероятным способом своих товарищей. Почему они это делают? Наверное те книжки в детстве прочитали.

В фильме есть потрясающая сцена. Военные привозят в пустынные горы группу подпольщиков, которых подвергали нечеловеческим пытками в контрразведке, для расстрела. Играет негромкая латиноамериканская музыка. Палачи и приговоренные стоят вместе и почти приятельски переговариваются, вместе курят, пока Фелисио бегает за лопатами, чтобы вырыть могилу. Все очень буднично, почти пикник. Такая работа. Одним достойно умереть, другим жестоко убить.

"Берите лопаты и копайте себе могилу", - "Офицер. бесплатно мы работаем только для партии."
"Берите лопаты и копайте себе могилу", - "Офицер. бесплатно мы работаем только для партии."

Никакого пафоса. Каждый выбрал свое.

На этом фильме у Ирины Мирошниченко и Витаутаса Жалакявичуса произошел роман, в результате которого Мирошниченко развелась со своим мужем Михаилом Шатровым, а Жалакявичус оставил сою семью Они даже поженились. Но уже через полгода развелись. Слишком уж разный у них был менталитет.

Этот шикарный фильм сейчас совершенно забыт. А уровень его - это уровень лучших западных политических боевиков. Уровень сценария, уровень режиссуры, уровень операторской работы, актерское исполнение - все это делает фильм очень заметным явлением того времени. Просто так, из-за одной политической конъюнктуры, фильм бы не завоевал главный приз МКФ 1973 года. Фильм и сегодня смотрится очень достойно и современно. Его бы только подреставрировать и хоть сейчас выпускай на широкий экран. К сожалению, в сети качество фильма довольно среднее.

А через два месяца после победы фильма на МКФ, в Чили, где снимались кадры из "заграничной" жизни, произошел фашистский переворот, президент Альенде погиб, тысячи его сторонников были брошены в концлагеря или бессудно убиты. К власти пришел любимец наших отечественных либералов, конца 80-х - начала 90-х годов, типа Е. Гайдара и А. Чубайса, кровавый палач генерал Пиночет.

И об этих событиях Жалакявичус снял третий фильм своей "латиноамериканской дилогии" "Кентавры". Но об этом фильме в следующей статье.

Часть вторая

Часть третья

Часть четвертая

Часть пятая

Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.