После огромного успеха фильма "Никто не хотел умирать" литовский кинорежиссер Витаутас Жалакявичус неожиданно посвятил латиноамериканской тематике. Он снял подряд три фильма на тему современной революционной борьбы в Латинской Америке. В 1970 г. режиссер снял телефильм "Вся правда о Колумбе". Об этом телефильме нет практически никакого упоминания в фильмографиях, посвященных Жалакявичусу. В сети самого фильма не найти, имеется лишь упоминание о том, что это
Фильм о колумбийской революции, о революционерах Пабло и Педро, носителях свободы и жертвах этой свободы, о философии борьбы за свободу.
Описание очень краткое и не раскрывающее содержания фильма. Какие-то Педро и Пабло, какая-то философия борьбы, хорошо, что еще нет упоминания про саму Колумбию, где очень, очень много диких обезьян. На самом же деле это политический триллер, рассказывающий о том, как полиция охотится за одним из вожаков революционного подполья под псевдонимом "Колумб". Главные роли исполняют Ю. Будрайтис, Р. Адомайтис, и Б. Бабкаускас.
Второй фильм своей "латиноамериканской трилогии" В. Жалакявичус снял в 1972 г. Это такой же знаменитый, как и "Никто не хотел умирать", в свое время, фильм "Это сладкое слово- свобода". Фильм получил главный приз Московского международного кинофестиваля в 1973 г. А тогда МКФ входил в большую тройку главных международных кинофестивалей, наравне с Каннским и Венецианским.
Этот фильм очень качественно сделанный, захватывающий политический триллер, очень редкий жанр в советском кинематографе того времени, ни в чем не уступающий лучшим западным образцам. После этого фильма в отношение Жалакявичуса сложилось мнение, что ему очень удаются фильмы на "западную" тематику. Гораздо лучше, чем на отечественную.
Немного о той истории, которая послужила основой для этого фильма. В 1970 г. в СССР в издательстве "Прогресс" вышла небольшая книжка венесуэльца Гильермо Гарсиа Понсе "Туннель Сан-Карлоса". Скажу сразу - это одна из моих самых любимых книг детства. Перечитывал раз 10.
Это документальный рассказ в виде дневника об одном из самых захватывающих эпизодов революционной борьбы в Латинской Америке шестидесятых годов - о побеге из каракасской тюрьмы-крепости "Сан-Карлос" трех руководителей Компартии Венесуэлы, в числе которых и был один из руководителей венесуэльского партизанского движения, осужденный к 27 года заключения, коммунист Гильермо Гарсиа Понсе.
Побег был совершен через подземный туннель, который был вырыт в течение двух лет и одного дня, из лавки, расположенной напротив тюрьмы. Из подсобного помещения торговой лавки подземный туннель, длиной более 60 метров, был точно подведен к камере осужденных коммунистов. И они благополучно бежали через него 5 февраля 1967 г. и продолжили свою революционную борьбу. Впоследствии Гильермо Гарсиа Понсе стал ближайшим соратником Уго Чавеса.
Побег имел огромное пропагандистское значение. Удача этой дерзкой, почти безумной операции, произвело впечатление разорвавшейся бомбы. Оно свидетельствовало о несокрушимости компартии, смелости и отваге каждого ее члена от рядового до руководителя. По книге Гильермо Гарсиа Понсе на советском телевидении был поставлен документальный спектакль.
И вот по мотивам этого события Валентин Ежов написал сценарий, который читается, как самый захватывающий детектив, а Витатутас Жалакявичус снял в 1972 г. двухсерийный, роскошный художественный фильм. Тема революционный борьбы в Латинской Америке тогда была очень популярна в СССР и странах социалистического блока.
На Кубе строят социализм, в Чили у власти пришедший мирным путем к власти президент-социалист от блока социалистов и коммунистов "Народное единство" Сальвадор Альенде, широкое партизанское движение во многих странах континента. Роман Кармен, снявший еще в 1961 г. фильм о революционной Кубе "Пылающий остров", в 1972 г. снимает уже "Пылающий континент" - обо всей Латинской Америке.
Да и сам фильм "Это сладкое слово- свобода" снимали частично в Чили, где уже начинались отдельные моменты гражданской войны между сторонниками народного правительства Альенде и буржуазно-фашистскими группировками.
Конкретное время и место действия авторы не обозначают.
Место жительства - ЗЕМЛЯ. Не ищите более точного адреса героев этого фильма. Они всюду, где идет борьба за свободу."
В некоей латиноамериканской стране политическая реакция в виде военной верхушки перешла в наступление. По сфабрикованным материалам брошены в тюрьму сенаторы и депутаты Конгресса - руководители компартии. Партия принимает решение освободить генерального секретаря компартии и двух сенаторов-коммунстов. Для этого напротив тюрьмы, где они сидят, подпольщик-коммунист Франсиско и его жена, тоже подпольщица Мария открывают бар. А из подсобки бара Франсиско и старый шахтер, коммунист Карлос начинают рыть туннель в тюрьму.
Главных героев - Франсиско и Марию играют любимый актер Жалакявичуса Регимантас Адомайтис и Ирина Мирошниченко. Первоначально Жалакявичус с ходу отверг кандидатуру Мирошниченко:" Что вы мне эту белую моль подсовываете. Там же латиноамериканская женщина." Но Мирошниченко роль очень понравилась, и она все-таки добилась, чтобы режиссер изменил свое решение. В этом фильме Мирошниченко впервые предстала брюнеткой
В этом фильме было, наверное, первое, такое заметное появление на киноэкране Михая Волонтира в роли легендарного подпольщика-коммуниста, старого шахтера Карлоса по прозвищу "Панцирная спина". Такое прозвище он получил из-за того, что в полиции его пытали, били по спине мачете. в результате чего кровавые рубцы превратили его спину в сплошной рубец. Карлос начнет рыть туннель и умрет от физического и психологического перенапряжения.
И еще один главный герой. Революционер-подпольщик Бенедикто в исполнении Родиона Нахапетова. Очень неожиданная для Нахапетова роль. Неожиданная потому, что ранее его амплуа было очень редкое сочетание мачо и лирического героя, сильного, немногословного, очень ранимого. А здесь ему надо сыграть отчаянного революционера, который не может долго и терпеливо рыть туннель, как Карлос и Франсиско, ему надо действовать немедленно и сейчас.
Один их конфликтов фильма - это спор между Франсиско и Бенедикто. Бенедикто не может ждать. Копать туннель очень долго.
Хватит всяких слов, нужно оружие. Мы обязаны действовать, сегодня же, с оружием в руках. Мы не знаем кто придет на наше место. И что тогда они потребует от революции. Может, рабство станет их идеалом, покорность и бумажные цветы, свиньи, уют очага. Я ухожу, нельзя ждать, нельзя.
Своим путем он выбирает революционный террор. С группой бойцов он нападает на полицейские участки и военных. Убивает представителей правящего режима. Главная его цель - убить главаря военной хунты.
Его гибель смотрит в выпусках новостей Франсиско. Он дисциплинированный член компартии, а не нетерпеливый левак-экстремист Бенедикто. И Франсиско мог бы осуществлять террористические акции, но у него другая задача. Он молча и упорно рубит туннель, несмотря ни на что. Несмотря на то, что от него ушла Мария. Она не такая сильная, как Франсиско и не такая безумная, как Бенедикто. У нее просто кончились силы. Несмотря на то, что в туннеле умер Карлос и его пришлось тайно хоронить. Несмотря на постоянные изматывающие нервы полицейские проверки. Он рубит туннель два года и будет это делать несмотря ни на что.
С учетом того, как в официальной советской идеологии относились к индивидуальному революционному террору - "это не наш метод, мы пойдем другим путем", идет противопоставление дисциплинированного солдата партии Франсиско и нетерпеливого, горячего, чистого и честного Бенедикто. Показывается, что именно спокойная, длительная и упорная работа Франсиско и приведет к успеху. А нетерпеливый Бенедикто только зря погибнет. Но симпатии испытываешь к обоим.
Они оба борются с несправедливостью окружающего их мира, хоть и разными методами. Сейчас их называют ограниченным фанатиками, ни с того ни с сего им их власть не нравится. Живите себе спокойно, потребляйте и наслаждайтесь. А они за что-то там такое эфемерное - свободу, равенство и братство, социальную справедливость, сражаются.
Есть в фильме и отрицательный персонаж, который как раз и хочет приспособиться к окружающему миру. Мерзкий образ солдата Фелисио в исполнении Ю. Будрайтиса. Вначале эту роль должен был играть Нахапетов, но потом Жалакявичус предложи ее Будрайтису. так по роли Фелисио мулат, то Будрайтису стали гримировать под кучерявого мулата. Но в итоге все оставили так, как есть. И Будрайтис играл мулата в своем североевропейском обличии.
Фелисио принимает Франсиско за крупного наркодилера и начинает шантажировать. Просит взять в банду, иначе сообщит в полицию. В сценарии Франсиско убивает шантажиста, но так как он верный марксист-ленинец, и это не их метод, то в фильме Фелисио просто изолируют на одной из конспиративных квартир. А что же дальше то они такие гуманные будут с ним делать? Вопрос, однако. И логическая нестыковка.
Рассказывать подробно сюжет не имеет смысла. Это все-таки политический триллер, изобилующий острыми моментами. Скажу только одно - в этом фильме не пропагандистского пафоса. А есть повседневная, изматывающая жизнь простых людей, которым поставлена задача совершить невозможное - спасти самым невероятным способом своих товарищей. Почему они это делают? Наверное те книжки в детстве прочитали.
В фильме есть потрясающая сцена. Военные привозят в пустынные горы группу подпольщиков, которых подвергали нечеловеческим пытками в контрразведке, для расстрела. Играет негромкая латиноамериканская музыка. Палачи и приговоренные стоят вместе и почти приятельски переговариваются, вместе курят, пока Фелисио бегает за лопатами, чтобы вырыть могилу. Все очень буднично, почти пикник. Такая работа. Одним достойно умереть, другим жестоко убить.
Никакого пафоса. Каждый выбрал свое.
На этом фильме у Ирины Мирошниченко и Витаутаса Жалакявичуса произошел роман, в результате которого Мирошниченко развелась со своим мужем Михаилом Шатровым, а Жалакявичус оставил сою семью Они даже поженились. Но уже через полгода развелись. Слишком уж разный у них был менталитет.
Этот шикарный фильм сейчас совершенно забыт. А уровень его - это уровень лучших западных политических боевиков. Уровень сценария, уровень режиссуры, уровень операторской работы, актерское исполнение - все это делает фильм очень заметным явлением того времени. Просто так, из-за одной политической конъюнктуры, фильм бы не завоевал главный приз МКФ 1973 года. Фильм и сегодня смотрится очень достойно и современно. Его бы только подреставрировать и хоть сейчас выпускай на широкий экран. К сожалению, в сети качество фильма довольно среднее.
А через два месяца после победы фильма на МКФ, в Чили, где снимались кадры из "заграничной" жизни, произошел фашистский переворот, президент Альенде погиб, тысячи его сторонников были брошены в концлагеря или бессудно убиты. К власти пришел любимец наших отечественных либералов, конца 80-х - начала 90-х годов, типа Е. Гайдара и А. Чубайса, кровавый палач генерал Пиночет.
И об этих событиях Жалакявичус снял третий фильм своей "латиноамериканской дилогии" "Кентавры". Но об этом фильме в следующей статье.
Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.