40 лет пролетели как ракета "Гранит".
Дорогой читатель, хочу вам поведать о корабле, который стал первым советским надводным атомным крейсером. Именно с него началась знаменитая серия ТАРКРов проекта 1144.
В этом году этому кораблю уже 40 лет как он вступил в строй. Да, да, в далеком 1981 году крейсер вступил в состав Северного флота.
23-тысячнотонный Орлан, построенный на Балтийском заводе, в Ленинграде всего за 4 года (1973 - 1977 гг.) стал поистине великим достижением всего советского кораблестроения.
Это настоящий гигант - длина 230 м, ширина 25 м, высота 59 м. 2 ядерных реактора типа КН-3 по 150 МВт обеспечивали не ограниченную автономность плавания для 744 человек экипажа. Мощность двигателей позволяла развить максимальную скорость до 32 узлов (59 км/ч). Рекорд: 33,5 узлов в 1989 году, когда шел спасть подлодку "Комсомолец".
Главное корабельное вооружение - 20 протикорабельных ракет П-700 "Гранит" и 136 ракет ЗРК С-300Ф и "Оса-М". Благодаря такому количеству ракет ПВО, в 1984 году, когда на складе боеприпасов в Североморске вспыхнул пожар, Киров один остался у 7-го причала, что бы прикрыть город в случае старта ракет.
В этом году 40 лет как этот корабль вошел в состав ВМФ СССР. В 1990 году переведен в резерв и больше в море не выходил. С 1992 по 2004 гг. носил имя "Адмирал Ушаков".
С 1999 по 2002 гг. шел ремонт с модернизацией, однако вскоре его вывели из состава флота. В 2015 году принято решение утилизировать корабль. Выгрузку ядерного топлива отплатит страна НАТО - Италия. Но так этого и не сделали. К 2019 году корабль так и стоит в Североморске.
Жаль, что такой корабль пойдет на утилизацию. Однако модернизация и ремонт может обойтись бюджету очень дорого. Тем более, на модернизации стоит"Нахимов", и готовится "Петр Великий". Третьего военный бюджет может не потянуть. Да и нужно ли? Можно построить вместо этого несколько фрегатов 22350. Это будет куда полезнее для флота.
Однако надо признать, что таких гигантов, да и еще за 4 года, сегодня Россия строить не в состоянии.