Более 20 лет ремонтом и обслуживанием электромеханических часов Ольховатского сахарного завода занимался местный житель Александр Мотаев. За время работы он полюбил профессию часовщика, ремонтировал часы на дому и собрал интересную коллекцию часовых механизмов, среди которых есть электрочасы и карманные часы позапрошлого века.
На работе
Электромеханические часы поступили на Ольховатский сахзавод в 1958 году. Принцип их действия был таким: от первичных электрочасов по проводам шел сигнал на остальные часовые механизмы.
— Я тогда работал на сахзаводе в электроцехе и числился электромонтером связи, — рассказал Александр Мотаев. — Кроме обслуживания линий связи и телефонов, за мной закрепили и электромеханические часы. Всего их было около 60 штук: в кабинетах, цехах, в бытовых корпусах, в Дворце культуры сахарников, на бывшем сахзаводе №1, на проходных в сахзавод, на улице.
У электромеханических часов были определенные преимущества перед механическими часами. Электромеханические часы не нужно было заводить, они были просты в эксплуатации, надежны и независимы от сетевого напряжения.
— Электромеханические часы питались от аккумуляторных батарей, — объяснил Александр Мотаев. — От первичных часов один раз в минуту подавался электросигнал по проводам на остальные часы. Ничего сложного в механизме вторичных часов не было — несколько шестерней, электрокатушка и магнит. За счет этой простоты часы не боялись ни холода, ни жары, ни влаги. Электромеханические часы я обслуживал и ремонтировал 21 год, до ухода на пенсию.
Домашний ремонт
На смену электромеханическим часам поступили электронные, и первые списали за ненадобностью.
— Я, как любитель, взял их себе, отремонтировал, собрал первичные и вторичные из списаных и теперь электромеханические часы продолжают идти у меня дома, — рассказал Александр Андреевич. — Первичные идут в гараже, а вторичные установил во дворе. Любовь к часам появилась во время работы. Особенно интересовало их устройство. Я ездил обслуживать радиоточки по колхозам нашего района. Насобирал целое ведро будильников. Жители сами мне их отдавали за ненадобностью, а я давал им вторую жизнь.
Кроме электромеханических часов и будильников, у Александра Андреевича есть ходики с боем, нуждающиеся в ремонте.
— Отремонтирую их этой зимой, когда свободного времени будет больше, — рассказал Александр Мотаев. — Часы людям ремонтировал больше для удовольствия, чем для заработка. Если появлялись в магазине новый вид часов, и мне он нравился, то тут же покупал. Из старых и сломанных часов брал запчасти. Они, как правило, были взаимозаменяемые.
Для ремонта часов Александр Мотаев использует специальное устройство с несколькими увеличительными стеклами и подсветкой.
Часовая мастерская
Александр Мотаев отметил, что последняя часовая мастерская базировалась в здании бывшего Синторга. В мастерской даже был специальный станок для изготовления запчастей для часов.
— Самый сложный ремонт в часах — замена оси маятника, — отметил Александр Андреевич. — На мини-станке в мастерской можно было выточить такую ось. Кроме того были специальные формы для штамповок стекла часов.
Мастерской по ремонту часов давно уже нет, уже около 30 лет не ремонтирует часы и Александр Андреевич.
— Зрение стало подводить, я и бросил это занятие, — рассказал Александр Мотаев. — К тому же желающих отремонтировать часы, сейчас нет. Началось массовое производство часов, и их рыночная цена сильно упала. Купить новые часы оказалось выгоднее, чем их отремонтировать. Если и нужен ремонт, то только старинным часам, которые ценны как ретро, или дороги человеку как память.
Коллекция часов
В коллекции Александра Мотаева есть даже карманные часы позапрошлого века. Есть первые появившиеся на прилавках наручные часы с музыкой, голосом.
— Есть часы, которые бьют каждый час определенное количество ударов, — рассказал Александр Мотаев. — Есть часы, которые мне подарили товарищи по работе в честь 50-летнего юбилея. В каждой комнате висят часы. В планах на будущее перенести первичные электромеханические часы из гаража в дом. Тут пыли нет, а значит, и часы служить будут дольше.