Совсем недавно выдалась уникальная возможность посетить солнечный Дагестан и посмотреть своими глазами единственный в мире ракетный экраноплан «Лунь». Совсем скоро его установят на постамент, а пускать внутрь не будут. Мы были одними из последних гражданских посетителей «Луня». Рассказываю и показываю, что внутри.
В середине 80-х годов в СССР начались испытания ракетного экраноплана «Лунь». Если кто не в кусе, то экраноплан это гибрид самолета и корабля. Благодаря эффекту экрана, что-то вроде воздушной подушки, экраноплан мог лететь на небольшой высоте над поверхностью воды. Да не просто лететь, а нестись со скоростью 550 км/ч.
Экипаж экраноплана состоял из 10 человек, при том, что снаружи «Лунь» поражает своими размерами. Ходить внутри довольно тесно, и вам необходимо быть стройного телосложения. Задачей «Луня» было уничтожение вражеских кораблей и авианосцев.
Он мог подойти на расстояние пуска ракет и одним махом уничтожить небольшую флотилию, а потом на скорости 550 км/ч скрыться с места атаки.
Обнаружить «Луня» радарами было довольно сложно из-за того, что он летел низко над водой. В 1986 году экраноплан «Лунь» был доставлен по Волге в Каспийское море для прохождения испытаний.
Однако на боевое дежурство уникальная машина так и не заступила. В 1991 году развалился СССР, а проект был свернут из-за нецелесообразности. Проект 903, к которому относился «Лунь», подразумевал строительство восьми таких аппаратов, но на реально действовал лишь один.
Второй недостроенный экраноплан «Спасатель» находится в Нижнем Новгороде на заводе Красное Сормово. Он идентичен «Луню», но без ракет. «Спасатель» предназначался для спасение жертв кораблекрушений. Но в итоге тоже не был достроен.
Действующий же экраноплан «Лунь» последний раз двигался своим ходом в 1993 году, о чем есть соответствующая запись в бортовом журнале. Потом боевую машину отправили на завод «Дагдизель», где она хранилась почти 30 лет. В начале 2000-х «Луня» списали и хотели разрезать на металлолом. Однако нашлись активисты, которые выступили против уничтожения боевой машины. Министерство обороны сняло все секретное и военное оборудование с «Луня» и передало его властям республики Дагестан. Экраноплан отбуксировали на пляж в районе Дербента и вытащили на берег. Скоро он станет часть экспозиции «Парка Патриот». Экраноплан «Лунь» установят на постамент, но вот внутрь пускать посетителей уже не будет. Полюбоваться им можно будет только снаружи.
Внутри "Луня" ходишь, как в лабиринте. Освещения нет, поэтому надо брать с собой фонарик. Всего у экраноплана три палубы.
Это место наводчика. Сидеть здесь тоже тесно, еще и подниматься приходилось по узкой лесенке.
От количества приборов на "Луне" приходишь в восторг. Как можно было управляться со всем этим добром.
Жилой кубрик с кроватью и столом выглядит так, словно экипаж покинул "Лунь" пару месяцев назад. Вообще за 30 лет "Лунь" вполне неплохо сохранился.
Одно из интересных помещений на корабле - гальюн. Оно обозначено под номером 228.
Еще огромное количество всевозможных приборов, радаров, экранов и датчиков.
Последня запись в бортовом журнале датирована мартом 1993 года. Вероятно тогда, "Лунь" заглушил моторы навсегда.
Смотреть на экраноплан лучше с воздуха, так как большое видится на расстоянии. Люди и машины рядом с экранопланом выглядят совсем крошечными. Также можно посмотреть небольшое видео, которое мы сняли во время поездки в Дагестан.