Найти в Дзене
Carexpo

Экраноплан «Лунь». Попали внутрь. Скоро его закроют. Что внутри?

Совсем недавно выдалась уникальная возможность посетить солнечный Дагестан и посмотреть своими глазами единственный в мире ракетный экраноплан «Лунь». Совсем скоро его установят на постамент, а пускать внутрь не будут. Мы были одними из последних гражданских посетителей «Луня». Рассказываю и показываю, что внутри.
В середине 80-х годов в СССР начались испытания ракетного экраноплана «Лунь». Если

Совсем недавно выдалась уникальная возможность посетить солнечный Дагестан и посмотреть своими глазами единственный в мире ракетный экраноплан «Лунь». Совсем скоро его установят на постамент, а пускать внутрь не будут. Мы были одними из последних гражданских посетителей «Луня». Рассказываю и показываю, что внутри.

В середине 80-х годов в СССР начались испытания ракетного экраноплана «Лунь». Если кто не в кусе, то экраноплан это гибрид самолета и корабля. Благодаря эффекту экрана, что-то вроде воздушной подушки, экраноплан мог лететь на небольшой высоте над поверхностью воды. Да не просто лететь, а нестись со скоростью 550 км/ч.

-2

Экипаж экраноплана состоял из 10 человек, при том, что снаружи «Лунь» поражает своими размерами. Ходить внутри довольно тесно, и вам необходимо быть стройного телосложения. Задачей «Луня» было уничтожение вражеских кораблей и авианосцев.

-3

Он мог подойти на расстояние пуска ракет и одним махом уничтожить небольшую флотилию, а потом на скорости 550 км/ч скрыться с места атаки.

-4

Обнаружить «Луня» радарами было довольно сложно из-за того, что он летел низко над водой. В 1986 году экраноплан «Лунь» был доставлен по Волге в Каспийское море для прохождения испытаний.

-5

Однако на боевое дежурство уникальная машина так и не заступила. В 1991 году развалился СССР, а проект был свернут из-за нецелесообразности. Проект 903, к которому относился «Лунь», подразумевал строительство восьми таких аппаратов, но на реально действовал лишь один.

-6

Второй недостроенный экраноплан «Спасатель» находится в Нижнем Новгороде на заводе Красное Сормово. Он идентичен «Луню», но без ракет. «Спасатель» предназначался для спасение жертв кораблекрушений. Но в итоге тоже не был достроен.

Действующий же экраноплан «Лунь» последний раз двигался своим ходом в 1993 году, о чем есть соответствующая запись в бортовом журнале. Потом боевую машину отправили на завод «Дагдизель», где она хранилась почти 30 лет. В начале 2000-х «Луня» списали и хотели разрезать на металлолом. Однако нашлись активисты, которые выступили против уничтожения боевой машины. Министерство обороны сняло все секретное и военное оборудование с «Луня» и передало его властям республики Дагестан. Экраноплан отбуксировали на пляж в районе Дербента и вытащили на берег. Скоро он станет часть экспозиции «Парка Патриот». Экраноплан «Лунь» установят на постамент, но вот внутрь пускать посетителей уже не будет. Полюбоваться им можно будет только снаружи.

-7

Внутри "Луня" ходишь, как в лабиринте. Освещения нет, поэтому надо брать с собой фонарик. Всего у экраноплана три палубы.

-8
-9

Это место наводчика. Сидеть здесь тоже тесно, еще и подниматься приходилось по узкой лесенке.

-10

От количества приборов на "Луне" приходишь в восторг. Как можно было управляться со всем этим добром.

-11

Жилой кубрик с кроватью и столом выглядит так, словно экипаж покинул "Лунь" пару месяцев назад. Вообще за 30 лет "Лунь" вполне неплохо сохранился.

-12
-13

Одно из интересных помещений на корабле - гальюн. Оно обозначено под номером 228.

-14

Еще огромное количество всевозможных приборов, радаров, экранов и датчиков.

-15

Последня запись в бортовом журнале датирована мартом 1993 года. Вероятно тогда, "Лунь" заглушил моторы навсегда.

-16

Смотреть на экраноплан лучше с воздуха, так как большое видится на расстоянии. Люди и машины рядом с экранопланом выглядят совсем крошечными. Также можно посмотреть небольшое видео, которое мы сняли во время поездки в Дагестан.

Ставьте лайки и подписывайтесь на канал "Технодрайв" или на наш же канал в Youtube "Южный автомобиль".